Инженерный журнал: наука и инновации
# 2
2016 1
УДК 623.9.018 DOI 10.18698/2308-6033-2016-02-1462
Математическая модель
информационно-статистического синтеза
беспилотных летательных аппаратов
по экспериментальным данным
© В.В. Корянов, В.Т. Нгуен
МГТУ им. Н.Э. Баумана, Москва, 105005, Россия
Представлены задачи идентификации аэродинамической модели беспилотных ле-
тательных аппаратов (БЛА) по результатам аэродинамических продувок, оценки
полноты аэродинамической модели БЛА, а также статистического анализа экс-
периментальной аэродинамической модели БЛА с целью информационно-статис-
тического синтеза модели БЛА по экспериментальным данным. Выполнен расчет
аэродинамических коэффициентов БЛА.
Ключевые слова:
беспилотные летательные аппараты, аэродинамическая модель,
информационно-статистический синтез, идентификация, статистический анализ.
Введение.
В процессе создания сложной технической системы
(СТС) основным этапом является ее экспериментальная отработка.
Цель экспериментальной отработки — подтверждение соответствия
конструктивных и проектных параметров сложных образцов СТС за-
данным требованиям и ограничениям. Особенно важна эксперимен-
тальная отработка таких СТС, как летательные аппараты (ЛА). Основ-
ная задача, решаемая в процессе экспериментов, состоит в отработке
измерительной информации, позволяющей оценивать и идентифициро-
вать характеристики ЛА и, что особенно важно, выявлять проектно-
функциональные связи.
По результатам летных испытаний корректируются математиче-
ские модели аэродинамических коэффициентов ЛА, уточняются
настройки системы управления и при необходимости вносятся изме-
нения в конструктивный облик ЛА.
В процессе экспериментальной отработки ЛА часто возникает
ситуация, когда проектные характеристики ЛА отличаются от анало-
гичных характеристик, полученных по данным телеметрии. По суще-
ству, это означает, что в данных телеметрии присутствуют законо-
мерности, не объясняемые исходной математической моделью ЛА, в
соответствии с которой были получены обликовые характеристики
ЛА. Указанные расхождения могут относиться к различным подси-
стемам ЛА. Таким образом, необходимо проводить корректировку
математической модели ЛА по аэродинамике, по управлению и ста-
билизации, по параметрам двигательной установки и т. д.