Л.Н. Лысенко
18
Очевидными преимуществами применения МКА следует считать
небольшие сроки их разработки и запуска, возможность использо-
вания для восполнения действующих СС при обеспечении скрытного
запуска из любой точки земного шара (в том числе и с исполь-
зованием подвижных ракетных комплексов) с помощью РН шахт-
ного, морского и воздушного базирования при высокой оператив-
ности подготовки к запуску, эффективное использование для
отработки принципиально новых инновационных технологий, в
частности в военно-промышленном комплексе.
2. Малые спутники по определению не являются многоце-
левыми, как правило, в них реализуется принцип монофунк-
циональности (один МКА — одна полезная нагрузка). В результате
формирование многоспутниковых орбитальных группировок МКА,
осуществляемое для повышения частоты просмотра обслуживаемой
области, а также живучести системы, обусловливает создание
узкоспециализированных СС.
3. Применительно к современному этапу создания ВКО наиболее
технически подготовленными представляются узкоспециализиро-
ванные СС разведывательного назначения (аналогом которых могут
служить СС ДЗЗ двойного назначения, а также тросовые космические
системы) и СС связи, как низко-, так и высокоорбитальные. Каждый
из указанных вариантов построения СС используется в общей
структуре систем информационного обеспечения.
4. Интеграция СС МКА возможна главным образом в пределах
одного или родственных классов СС, например систем связи и
управления, систем разведки и мониторинга окружающей среды и т. п.
Можно, конечно, ссылаясь на не вполне качественные переводы
обзоров военных экспертов США, говорить о планируемом амери-
канцами объединении частных специализированных СС в единую сеть,
«включающую более 200 спутников, привлекаемых для обеспечения
боевых операций на возможном ТВД», однако все же следует иметь в
виду, что речь в них идет не о создании некой универсальной СС, а о
суммарной группировке КА систем различного назначения.
5. Наибольшая сложность обеспечения пригодности СС МКА по
основному численному показателю качества сопряжена с необходи-
мостью преодоления достигнутого предела по процентному соотноше-
нию массы полезной нагрузки и полной массы КА. Таким образом,
переход от тяжелых или даже среднетяжелых КА к МКА практически
никогда не ограничивается простым масштабированием и требует
решения совокупности инновационных задач, связанных с конструи-
рованием отдельных аппаратов и совершенствованием БНО функцио-
нирования их систем в части адаптации под новое конструкторское
исполнение.