Анализ перспективных конструкций несущих систем грузовых автомобилей…
3
В патентах EP2138381 (2009 г.) и EP2159135 (2011 г.) компании
MAN прослеживается тенденция применения на раме автомобиля
многофункциональных и универсальных кронштейнов, позволяющих
монтировать на них различные агрегаты и узлы [5, 6]. Такое решение
дает возможность уменьшить номенклатуру деталей, массу автомо-
биля и повысить его унификацию. Также компанией MAN в патенте
EP2684778 (2013 г.) описана конструкция пространственной несущей
системы грузового автомобиля [7]. Эта конструкция позволяет более
плотно скомпоновать агрегаты и узлы, увеличить жесткость несущей
системы при уменьшении общей массы автомобиля (рис. 2).
Рис. 2.
Пространственная рама, разработанная компанией MAN (Германия)
Рамы транспортных средств обычно изготавливают из высокопроч-
ной стали или из термообработанных сталей, которые должны быть ок-
рашены для защиты от коррозии. Такие стали имеют большой удельный
вес по сравнению с алюминиевыми сплавами. Применение алюминия в
рамах автомобилей позволяет уменьшить массу конструкции и увели-
чить коррозийную стойкость. Но алюминиевые элементы могут подвер-
гаться гальванической коррозии, особенно в местах крепления к сталь-
ным элементам. В большинстве проанализированных патентов этому
обстоятельству уделено много внимания. Компании Daimler AG
и International Truck имеют патенты соответственно EP2257459 (2013 г.)
и US0018248 (2011 г.), в которых описаны различные подходы к ре-
шению этой задачи [8, 9]. В патенте компании Daimler AG описано
применение кронштейнов и силовых элементов, выполненных из лег-
ких сплавов и не уступающих по прочности стальным конструкциям.
Компания International Truck описывает конструкцию лонжеронов ра-
мы, имеющих наружный и внутренний стальные слои, между которы-