А.Ю. Горбунов, А.А. Смирнов
2
описана конструкция рамы автомобиля с использованием поперечи-
ны полого прямоугольного замкнутого профиля [1]. При соблюдении
определенных размеров, а именно отношения высоты к ширине пря-
моугольника, которое должно быть равно отношению толщины его
вертикальной стенки к толщине горизонтальной, при кручении не
происходит явления депланации. Такая конструкция позволяет сни-
зить нагрузки в узлах крепления поперечины к лонжеронам.
Эта проблема также затронута в патенте RU2176606 (2001 г.) [2],
где описана конструкция поперечины переменного сечения с нижним
расположением относительно лонжеронов и двумя короткими ли-
нейными участками по краям поперечины. Поперечина выполнена из
двух дугообразных швеллеров, которые разнесены и прикреплены
вертикальными стенками к боковым поверхностям кронштейнов рес-
сор. Это позволяет снизить напряжения в местах крепления попере-
чины к кронштейнам рессор и таким образом повысить долговеч-
ность конструкции.
Важной задачей при проектировании рам грузовых автомобилей
является увеличение прочности рамы в местах установки буксирных
устройств. Так, в патенте RU130943 (2013 г.) описана конструкция
литых боковых кронштейнов
1
, закрепленных в передней части лон-
жеронов, и установленной враспор буксирной поперечины
2
трубчато-
го сечения (рис. 1) [3]. Для увеличения прочности кронштейны име-
ют горизонтальные и вертикальные ребра жесткости, а в нижней
части соединены между собой дополнительной поперечиной
3
.
Рис. 1.
Рама транспортного средства, разработанная в ОАО «КамАЗ»
Одним из решений, направленных на уменьшение концентрации
напряжений в отверстиях крепления поперечин к лонжеронам и
уменьшения числа этих отверстий, является совместное крепление
поперечин с различными кронштейнами на раме автомобиля. Такое
конструктивное решение описано в патенте ООО «Автомобильный
завод «ГАЗ» RU142042 (2014 г.) [4].