Background Image
Previous Page  4 / 8 Next Page
Information
Show Menu
Previous Page 4 / 8 Next Page
Page Background

Т.Ю. Цибизова

4

направленностью образовательных программ, соответствия норма-

тивно-правовой основе образования, ценностной ориентации челове-

ка, результативностью образовательных маршрутов).

В МГТУ им. Н.Э. Баумана накоплен и выработан богатый опыт в

организации исследовательской и проектной деятельности учащихся,

форм и методов создания научного мировоззрения и научного мыш-

ления молодежи. Большую роль в такой подготовке играет участие

молодежи, школьников, студентов и аспирантов в исследовательских

работах под руководством профессорско-преподавательского состава

и научного персонала вуза.

На основе экспериментального опыта организации исследова-

тельской деятельности школьников, студентов, молодых ученых и

специалистов, автором разработана обобщенная модель реализации

исследовательской деятельности для всех категорий обучающихся в

системе «школа – вуз – наука – производство» (см. рисунок).

Представленная на рисунке модель состоит из нескольких клю-

чевых блоков: аналитический, содержательный, управления и диа-

гностики, оценочный, корректирующий.

Аналитический блок связан с привлечением, выявлением и отбо-

ром учащихся для ведения исследовательской деятельности в соот-

ветствии с требованиями к обучению, направлению, объему и специ-

фики знаний, необходимых для участия в исследовательской дея-

тельности.

Содержательный блок ориентирован на процесс обучения по ин-

дивидуальным образовательным программам исследовательской дея-

тельности. Индивидуальная образовательная программа может со-

держать не только исследовательскую работу, но и изучение пред-

метных и профильных дисциплин, необходимых для ведения

исследовательской деятельности.

Блок управления и диагностики отвечает за контроль процесса

подготовки учащихся по профилирующим дисциплинам (тесты, ру-

бежные контроли, контрольно-диагностические тренинги, академи-

ческие соревнования, предметные олимпиады и др.) и выполнения

исследовательской работы.

Оценочный блок направлен на анализ результатов обучения (защи-

та исследовательской работы, выступления на конференции и т. п.).

Корректирующий блок соотносит текущие требования законода-

тельства, образовательных стандартов, правил, постановлений, требо-

ваний к образовательному процессу и выполнению исследовательской

деятельности с реальной практикой, что позволяет проводить система-

тическую коррекцию образовательных программ и процесса обучения

исследовательской деятельности, а также своевременно принимать ме-

ры по исправлению недостатков в подготовке учащихся.