Т.Ю. Цибизова
4
направленностью образовательных программ, соответствия норма-
тивно-правовой основе образования, ценностной ориентации челове-
ка, результативностью образовательных маршрутов).
В МГТУ им. Н.Э. Баумана накоплен и выработан богатый опыт в
организации исследовательской и проектной деятельности учащихся,
форм и методов создания научного мировоззрения и научного мыш-
ления молодежи. Большую роль в такой подготовке играет участие
молодежи, школьников, студентов и аспирантов в исследовательских
работах под руководством профессорско-преподавательского состава
и научного персонала вуза.
На основе экспериментального опыта организации исследова-
тельской деятельности школьников, студентов, молодых ученых и
специалистов, автором разработана обобщенная модель реализации
исследовательской деятельности для всех категорий обучающихся в
системе «школа – вуз – наука – производство» (см. рисунок).
Представленная на рисунке модель состоит из нескольких клю-
чевых блоков: аналитический, содержательный, управления и диа-
гностики, оценочный, корректирующий.
Аналитический блок связан с привлечением, выявлением и отбо-
ром учащихся для ведения исследовательской деятельности в соот-
ветствии с требованиями к обучению, направлению, объему и специ-
фики знаний, необходимых для участия в исследовательской дея-
тельности.
Содержательный блок ориентирован на процесс обучения по ин-
дивидуальным образовательным программам исследовательской дея-
тельности. Индивидуальная образовательная программа может со-
держать не только исследовательскую работу, но и изучение пред-
метных и профильных дисциплин, необходимых для ведения
исследовательской деятельности.
Блок управления и диагностики отвечает за контроль процесса
подготовки учащихся по профилирующим дисциплинам (тесты, ру-
бежные контроли, контрольно-диагностические тренинги, академи-
ческие соревнования, предметные олимпиады и др.) и выполнения
исследовательской работы.
Оценочный блок направлен на анализ результатов обучения (защи-
та исследовательской работы, выступления на конференции и т. п.).
Корректирующий блок соотносит текущие требования законода-
тельства, образовательных стандартов, правил, постановлений, требо-
ваний к образовательному процессу и выполнению исследовательской
деятельности с реальной практикой, что позволяет проводить система-
тическую коррекцию образовательных программ и процесса обучения
исследовательской деятельности, а также своевременно принимать ме-
ры по исправлению недостатков в подготовке учащихся.