1
УДК 37.013
Модель организации исследовательской деятельности
обучающихся в системе непрерывного образования
© Т.Ю. Цибизова
МГТУ им. Н.Э. Баумана, Москва, 105005, Россия
В статье представлены основные цели, стоящие перед системой образования на
этапе перехода к постиндустриальному обществу. Показано, что способом до-
стижения этих целей является организация исследовательской деятельности
обучающихся в системе непрерывного образования. Разработана обобщенная мо-
дель организации исследовательской деятельности для всех категорий обучаю-
щихся в системе непрерывного профессионального образования.
Ключевые слова:
исследовательская деятельность, непрерывное образование,
образовательный процесс, профессиональная деятельность.
Переход России на рыночные отношения поставил перед систе-
мой образования новые цели, направленные на достижение результа-
та в формировании социально зрелой личности, ее самоопределении
и самореализации в жизненном и профессиональном пространстве.
Способом реализации этих целей является развитие системы непре-
рывного образования, предполагающее становление личности чело-
века в течение всей жизни и решающее следующие основные задачи:
предоставить отдельной личности свободу в выборе образова-
тельных траекторий в соответствии со своими способностями, запро-
сами и возможностями;
учитывать потребности заказчиков профессиональных кадров и
работодателей в подготовке специалистов;
способствовать развитию образовательных учреждений, выстра-
ивающих свои оригинальные образовательные программы.
«Непрерывное образование можно рассматривать как фундамен-
тальный принцип построения новой модели образования. Целост-
ность выступает системообразующим фактором» [1]. Одной из со-
ставных частей непрерывного образования должна стать исследова-
тельская деятельность как подсистема общей системы образования,
обучения и воспитания, цель которой — всестороннее развитие лич-
ности, гармоничное раскрытие всех творческих сил и способностей,
формирование интеллектуальной культуры человека.
«Основой прогрессивного развития каждой страны и всего чело-
вечества в целом является сам Человек, его нравственная позиция,
многоплановая природосообразная деятельность, его культура, обра-