Модель организации исследовательской деятельности обучающихся…
3
высококвалифицированного специалиста служит система непрерыв-
ного образования, важнейший элемент которой — исследовательская
деятельность обучающихся, обусловленная внедрением новых интел-
лектуальных технологий в образовательный процесс посредством
освоения методов, приемов и навыков выполнения научно-исследо-
вательских работ, развития творческих способностей, самостоятель-
ности, инициативы в учебе и будущей профессиональной деятельности.
В этом случае исследовательская деятельность выступает неотъ-
емлемой частью образовательного и воспитательного процесса, спо-
собствуя развитию индивидуальных способностей личности, расши-
рению дифференцированного обучения, обеспечению соответствия
уровня образования требованиям научно-технического прогресса как
условия реализации всех внешних и внутренних мотивов, исследова-
тельской и познавательной потребностей личности в любом возрасте.
Организация исследовательской деятельности в системе непре-
рывного образования должна быть постоянной, планомерной,
направленной на поэтапное обучение методам научно-исследова-
тельской работы, требованиям к ее выполнению и оформлению, пра-
вильности изложения и защиты, вырабатывающей у обучающихся
умение, желание, необходимость и стремление к занятиям наукой,
проектированию, исследованиям. Наиболее эффективным подходом
в данном случае является сквозная программа «школьник – студент –
специалист», позволяющая начать обучение в системе довузовской
подготовки, продолжить во время обучения студента в вузе и выпус-
кать научно-ориентированного, способного к научно-исследова-
тельской работе специалиста, обладающего сформированными в
процессе образования интегративными знаниями [4]. Это отвечает
сути современных требований к образованию, согласующихся с тен-
денцией усиления значения исследовательской деятельности обуча-
ющихся в общеобразовательной школе, вузе, системе научного обра-
зования.
Теоретические основы организации исследовательской деятель-
ности в образовательном процессе системы непрерывного образова-
ния содержательно представлены:
целью (формирование векторной сферы преемственности образо-
вательного процесса);
функциями (формирование творческой, социально-активной лич-
ности, способной решать инновационные задачи в различных сферах
науки, техники и технологий);
способами организации («сквозная» система освоения образова-
тельных программ исследовательской деятельности);
критериями развития (деятельностной направленности сферы
«уровневых переходов» образовательного процесса, векторной