Background Image
Previous Page  3 / 8 Next Page
Information
Show Menu
Previous Page 3 / 8 Next Page
Page Background

Модель организации исследовательской деятельности обучающихся…

3

высококвалифицированного специалиста служит система непрерыв-

ного образования, важнейший элемент которой — исследовательская

деятельность обучающихся, обусловленная внедрением новых интел-

лектуальных технологий в образовательный процесс посредством

освоения методов, приемов и навыков выполнения научно-исследо-

вательских работ, развития творческих способностей, самостоятель-

ности, инициативы в учебе и будущей профессиональной деятельности.

В этом случае исследовательская деятельность выступает неотъ-

емлемой частью образовательного и воспитательного процесса, спо-

собствуя развитию индивидуальных способностей личности, расши-

рению дифференцированного обучения, обеспечению соответствия

уровня образования требованиям научно-технического прогресса как

условия реализации всех внешних и внутренних мотивов, исследова-

тельской и познавательной потребностей личности в любом возрасте.

Организация исследовательской деятельности в системе непре-

рывного образования должна быть постоянной, планомерной,

направленной на поэтапное обучение методам научно-исследова-

тельской работы, требованиям к ее выполнению и оформлению, пра-

вильности изложения и защиты, вырабатывающей у обучающихся

умение, желание, необходимость и стремление к занятиям наукой,

проектированию, исследованиям. Наиболее эффективным подходом

в данном случае является сквозная программа «школьник – студент –

специалист», позволяющая начать обучение в системе довузовской

подготовки, продолжить во время обучения студента в вузе и выпус-

кать научно-ориентированного, способного к научно-исследова-

тельской работе специалиста, обладающего сформированными в

процессе образования интегративными знаниями [4]. Это отвечает

сути современных требований к образованию, согласующихся с тен-

денцией усиления значения исследовательской деятельности обуча-

ющихся в общеобразовательной школе, вузе, системе научного обра-

зования.

Теоретические основы организации исследовательской деятель-

ности в образовательном процессе системы непрерывного образова-

ния содержательно представлены:

целью (формирование векторной сферы преемственности образо-

вательного процесса);

функциями (формирование творческой, социально-активной лич-

ности, способной решать инновационные задачи в различных сферах

науки, техники и технологий);

способами организации («сквозная» система освоения образова-

тельных программ исследовательской деятельности);

критериями развития (деятельностной направленности сферы

«уровневых переходов» образовательного процесса, векторной