В.Н. Тимофеев
12
где
Re
число Рейнольдса, определяемое для полной длины обте-
каемого тела.
Существенно, что значения аэродинамического коэффициента
донного сопротивления, вычисленные по формуле Хорнера, хорошо
согласуются с экспериментальнми данными для фюзеляжей с
плоским донным срезом при числах Рейнольдса
6
5 10
и
7
2 10
[8].
В
силу
допущения
о
совпадении линии отрыва потока
с линией донного среза для
осемимметрично обтекаемых тел,
не содержащих хвостового участ-
ка, т. е. в случае, когда линия
отрыва потока располагается на
донном срезе цилиндрической
части, коэффициент донного
давления следует определять по
формуле
дон
дон
.
p
x
с
c
Таким образом, установлена
следующая зависимость коэффи-
циента донного давления от
геометрических параметров обте-
каемого тела и числа Рейнольдса:
дон
г ц
0, 015 ( (
)),
p
f
с
d c l l
(16)
где коэффициент поверхностного трения необходимо вычислять по
формуле (15).
Графическое изображение зависимости (16) для осесимметричного
обтекания тел в случае, когда длина головной части
г
l d
фиксирована, а длина цилиндрической части варьируется в диапазоне
ц
(2...5)
l
d
, представлено на рис. 4 (в качестве параметра указана
суммарная длина тела
т г ц
l
l l
).
Зависимость донного давления от геометрических параметров
обтекаемого тела и числа Рейнольдса устанавливали следующим
образом. Фиксировали длину головной
г
l
и цилиндрической
ц
l
частей обтекаемого тела и рассчитывали суммарную длину тела
т г ц
l
l l
. Затем выбирали текущее значение числа Рейнольдса
Re
.
С помощью зависимости (16) определяли значение коэффициента
донного давления
дон
,
p
с
отвечающее выбранным значениям
г ц т
, ,
l l l
Рис. 4.
Зависимость донного
давления от геометрических
параметров обтекаемого тела и
числа Рейнольдса
г
(
)
l d
:
т
3
l
d
(
1
); 4
d
(
2
); 5
d
(
3
); 6
d
(
4
)