А.А. Грешилов
8
сте, пусть умирают. Один юноша посадил своего отца в мешок и по-
нес его с собой. Наконец добрался народ до нового места. Красота,
заливные луга, большое озеро с прозрачной водой, на берегу озера
стоит мощное и раскидистое дерево. Под деревом на дне озера виден
золотой кувшин. Многие юноши пытались достать со дна этот кув-
шин, но утонули. Подошел черед нашего юноши. Пришел он про-
ститься со своим отцом и все рассказал ему. На следующий день при
сборе народа юноша пришел к дереву и стал подниматься по его вет-
вям. Народ смеялся над ним и кричал: «Трус! Сошел с ума!»
Но юноша спустился на землю и показал всем золотой кувшин. На
дне озера больше не было видно кувшина.
Полезные организационные меры.
Рассмотрим проблему на
примере курса «Исследование операций». По этому курсу студентам
приходится выполнять громоздкие и рутинные расчеты: исследова-
ние операций базируется на преобразовании громоздких таблиц —
любая ошибка в данной операции ведет к бесконечному процессу
решения.
Курс «Исследование операций» читается в 4-м семестре (ИБМ) и
на 3-м курсе другим специальностям. Слабое знание студентами необ-
ходимых разделов курса высшей математики заставляет строить изло-
жение материала таким образом, чтобы «закрыть» эти пробелы. Но
для хорошего усвоения материала необходима и самостоятельная ра-
бота. Для помощи студентам разработаны лабораторные работы по
курсу «Исследование операций», которые проводились вместо неко-
торых семинаров. Поскольку учебных часов на семинарские занятия
отводится недостаточно, этот вариант оказался не самым оптималь-
ным. Пришлось отменить лабораторные работы, а чтобы уменьшить
затраты на громоздкие расчеты, предполагаемые курсом «Исследова-
ние операций», которые отнимали у студентов много времени, лабора-
торные работы были переработаны в обучающие компьютерные посо-
бия (с соответствующим комплексом компьютерных программ) [10].
После того как студенты в начале семестра получили исходные навы-
ки, им раздавались обучающие компьютерные программы, с помощью
которых можно решать задачи последовательно, получая результаты
на каждой итерации, но можно сразу получить решение задачи. С по-
мощью таких пособий студенты понимают весь процесс решения за-
дачи и не тратят много времени на громоздкие расчеты. Но при вы-
полнении домашних заданий и типовых расчетов студент обязан при-
вести все итерации с объяснениями. В любом случае студент с помо-
щью компьютера сможет решить производственную задачу.
Обратимся к учебному процессу. Занятия по курсу «Исследова-
ние операций» проводятся тремя кафедрами математики: «Высшая
математика» (ФН-1), «Вычислительная математика» (ФН-11) и «Ма-
тематическое моделирование» (ФН-12), а также «Программное обес-