А.А. Грешилов
2
циалом, способным решать сложные политические, экономические и
оборонные задачи. Но наша молодежь приходит в вуз, не умея поде-
лить дробь на дробь, на втором курсе вуза не может вычислить про-
изводную дроби. Поэтому стоит серьезная проблема — обучить нашу
молодежь специальности и выработать у нее навыки обучения. О
проблемах современного российского образования на примере мате-
матики рассказал член Совета по науке при президенте РФ Иван
Ященко, директор Центра педагогического мастерства [1]. По его
словам, тех, кто не умеет раскрывать скобки, мы учим дифференци-
ровать. Наше общество само порождает индифферентную молодежь
[2], не получившую должного воспитания, без достаточного образо-
вания, озабоченную только потреблением благ. Утрачены мораль и
нравственность: ректоры вузов, учреждений, которые призваны вос-
питывать молодежь, выписывают себе зарплаты, которую профессор
их вуза не заработает и за 20 лет. Вуз теперь не представляет моно-
литную учебную организацию, а является коммерческим предприя-
тием, в котором главным является чиновник, а не преподаватель.
Главное требование ректората и главный показатель работы пре-
подавателя — успеваемость (не знания!) студентов, которую опреде-
ляет сам преподаватель. Студентов отчислять нельзя, с каким бы
уровнем знаний они не пришли в вуз, иначе будут потеряны деньги.
Если лет 20 назад в вузе были ректор и проректоры по учебной и
научной работе, то теперь — всевозможные управления: методиче-
ское, управление качества и т. п. Даже есть шутка: раньше было ка-
чество, но не было управления, теперь — наоборот.
Молодежь не видит стимулов хорошо учиться, не хочет вести
научную деятельность и не идет преподавать в вузы. А ведь чтобы
вырастить специалистов высокого класса, нужны десятилетия! Зато
созданы тысячи платных «учебных» заведений для раздачи государ-
ственных дипломов и получения отсрочки от армии. И с этой бедой
практически никто не борется.
Наш Президент эту ситуацию понимает и стремится улучшить
ситуацию в образовании на всех уровнях. Он предложил Правитель-
ству выбрать направление деятельности, соизмеримое с созданием
ядерного оружия или с подготовкой полетов в космос.
Сравним ситуацию во второй половине 50-х годов XX в. с насто-
ящим временем [3]. Правительство СССР каждому учебному заведе-
нию выдавало задание: сколько и в какой срок должно быть выпу-
щено специалистов. О невыполнении плана не могло быть и речи!
В то время по престижности можно построить следующий ряд:
Московский физико-технический институт, Московский инженер-
но-физический институт, Московский Государственный Универси-
тет имени Ломоносова, Московское Высшее Техническое Училище
им. Н.Э. Баумана, Московский энергетический институт. Причем МФТИ