Особенности обучения студентов математике в настоящее время - page 4

А.А. Грешилов
4
Преподаватель:
специалист-математик с зарплатой значительно
меньше, чем у сотрудников ректората и вспомогательных управле-
ний в вузе. Его задача — писать не менее двух-трех статей в год в
журналы, входящие в список Высшей аттестационной комиссии
(для сравнения: аспирант за четыре года должен написать три ста-
тьи). Специалист, с которого постоянно требуют «процент успевае-
мости (но не знаний студентов!), процент посещаемости студентами
занятий», просят объяснительные записки и угрожают увольнением
в случае отчисления студентов. Для этого созданы специальные ат-
тестационные комиссии, на которые могут вызвать перед прохож-
дением конкурса или по другой причине. Хотя штат кафедр форми-
руется учебным управлением только для студентов-бюджетников,
но почему-то без согласия преподавателя в его группу подсаживают
студентов-платников, а то и просто преподавателям из этого штата
включают в расписание «платные» группы, фактически не оплачи-
вая. Дело в том, что студент-платник вносит деньги за обучение не
напрямую, а через другую организацию. На каком основании заве-
дующий кафедрой принимает таких студентов к обучению и не
оформляет эту процедуру по закону — ответа нет.
Теперь есть поощрения за успеваемость студентов, но определяет
ее сам преподаватель. При этом нормативы успеваемости не предло-
жены. В результате на второй курс переводятся студенты, которые не
знают ни таблицы производных, ни дробей и не умеет раскрывать
скобки!
Предлагаемый алгоритм обучения.
Цели:
1) развить у студентов навыки самообучения;
2) дать устойчивые знания по математике, необходимые для изу-
чения специальных дисциплин.
Для достижения этих целей необходимы следующие меры.
1. Начинать обучение студента надо с тех знаний, какие у него
есть. Проведение одновременно занятий по математике по программе
высшей школы и занятий-консультаций по элементарной математике
имеет существенный недостаток: абитуриенты (уже студенты) не по-
нимают материал высшей школы с первых занятий, а им его начиты-
вают дальше, что впоследствии отражается на дальнейшем образова-
нии (не только на первом курсе, но и на последующих).
2. Ориентировать методику обучения, учитывая контингент сту-
дентов: обучать последовательно, добиваясь на каждом шаге усвое-
ния учащимся материала, вырабатывая у него уверенность в своих
силах, развивая логику мышления и речь. Для этого необходимо
обеспечить ответ студентов у доски как минимум один раз за два за-
нятия и секундный фронтальный опрос всех учащихся на каждом за-
1,2,3 5,6,7,8,9,10,11
Powered by FlippingBook