Зависимости вертикальной деформации пневматических шин
7
интенсивность прироста нагрузки характерна для расчета по формуле
(6), наибольшая — по формуле (7).
При расчете нагрузки на КД многоосного КТС ее незначитель-
ный прирост в зоне больших относительных деформаций приводит в
ряде случаев к неопределенности и зацикливанию. Поэтому, по-
скольку в реальности при больших значениях относительной дефор-
мации шина не работоспособна, желательно иметь зависимость, со-
гласно которой нагрузка при больших значениях относительной де-
формации резко возрастает.
Для формул (4) и (7) (см. рис. 3,
б
) при
п пер
0,9
z
h
≥
%
сначала
определяют
пер
z
P
(см. выражение (1)), а затем
(
)
пер
п
0,1
1
z
z
z
P P
h
=
−
%
.
(10)
Аналогичный подход можно применить и к другим зависимостям.
Несколько слов о площади контакта
ш
F
, используемой для опреде-
ления
z
P
по формуле (1), а также
ш0
p
— по формуле (3). На твердой
ОП нормальные деформации
z
h
незначительны (
п
0,08...0,14
z
h
=
%
) и
боковины шины не касаются ОП. Площадь контакта и среднее давле-
ние определяются выражениями
ш
ш
ш ш
F x y
F k b b
=
;
6
ш
10 /
z
z
p
P F
−
=
,
где
ш
F
k
— коэффициент площади;
ш
x
b
,
ш
y
b
— соответственно длина
и ширина контакта:
2
ш
св
2 2
x
z
z
b
r h h
=
−
;
б.д
б.д
ш
2
б.д
б.д
при
;
2 2
при
,
z
y
z
z
z
b
h h
b
r h h
h h
≥
⎧⎪= ⎨
−
<
⎪⎩
где
св
r
— свободный радиус шины;
б.д
h
,
б.д
r
— соответственно стре-
ла дуги прогиба и поперечный радиус беговой дорожки шины.
В большинстве случаев при определении
ш
F
используют уравне-
ние эллипса
ш
0, 25
F
k
= π
. Однако для современных шин наблюдается
тенденция возрастания
б.д
r
с уменьшением
б.д
h
и форма контакта от-
личается от эллипса.
Оценим
относительное
увеличение
площади
контакта
ш с-э
ш с ш э
/
F F F
=
%
, полученного горизонтальным сечением шины
ш с
F
,
по сравнению с площадью эллипса
ш э
F
при одной и той же деформа-
ции
z
h
.