1
УДК 629.11.012.816
Зависимость видов колебаний многоопорной
транспортной машины от ее скорости
© О.А. Наказной, А.Ю. Шмаков
МГТУ им. Н.Э. Баумана, Москва, 105005, Россия
При анализе влияния колебаний транспортных машин на управляемость криволи-
нейного движения важное значение имеет зависимость различных видов колеба-
ний от скорости движения машины по неровностям местности. Проведен анализ
правых частей дифференциальных уравнений колебаний многоопорной быстроход-
ной транспортной машины на основе исследования пределов этих выражений для
гармонического возмущения. Установлено, что с увеличением скорости движения
по пересеченной местности максимальные возмущения, вызывающие его продоль-
но-угловые колебания, становятся незначительными по сравнению с возмущения-
ми, вызывающими вертикальные колебания центра масс машины.
Ключевые слова:
амплитуды возмущений, обобщенные координаты, предел,
подрессоренная масса.
При анализе влияния колебаний транспортной машины на управ-
ляемость криволинейного движения важное значение имеет зависи-
мость различных видов колебаний от скорости движения машины по
пересеченной местности. Для упрощения исследования и выявления
общих закономерностей рассмотрим движение гусеничной машины
при следующих допущениях:
1. Центр масс машины движется равномерно и прямолинейно.
В дальнейшем будем полагать это допущение справедливым, если по-
стоянная составляющая силы тяги остается неизменной во времени:
v
(
t
) =
x
´ = const,
где
v —
скорость прямолинейного движения центра масс машины.
2. Профиль пути под обеими гусеницами одинаков.
Принятые допущения позволяют при установившемся криволи-
нейном движении провести анализ возмущений, действующих на
машину, по известной в теории подрессоривания расчетной схеме.
В соответствии со схемой на рис. 1
2
0
0
1
2
0
1
;
,
n
n
j
j j
m z
P G
J
P I
(1)
где
m
0
,
G
0
—
масса и вес подрессорной части машины;
z
—
верти-
кальное ускорение центра масс корпуса машины;
n
—
число