А.В. Чередниченко, Ю.М. Темис, А.И. Факеев, А.П. Худяков
вносить свои ограничения на конструкцию уже изготовленной дета-
ли. Соответственно при создании новых деталей ГТД необходимо ис-
пользовать конструкторско-технологическое проектирование, учиты-
вающее все необходимые взаимосвязи между конструкцией и техно-
логией ее изготовления и обеспечивающее изготовление оптимальной
конечной детали.
Достаточно простой по форме деталью ГТД, массу которой можно
снизить, используя новые технологические процессы, является кольцо
воздухозаборника. Оно представляет собой часть наружного корпуса
самолета, соединенную с мотогондолой двигателя (рис. 1). Во вре-
мя эксплуатации кольцо воздухозаборника испытывает значительные
нагрузки, вызванные воздействием воздушного потока, поступающего
с высокой скоростью в двигатель. От конструкции этой детали зависят
качество работы и надежность всего двигателя.
Рис. 1.
Авиационный ГТД консорциума EngineAlliance:
мотогондола (
1
), кольцо воздухозаборника (
2
)
Технологическая оптимизация кольца воздухозаборника.
Рас-
смотрим конструкцию кольца воздухозаборника без аэродинамическо-
го профилирования входной части и дополнительного усиления ребра-
ми жесткости (рис. 2). Такую деталь можно изготовить из титанового
сплава ВТ-6 с использованием технологического процесса сверхпла-
стической формовки (СПФ). Сущность СПФ заключается в том, что
для формообразования конечной детали используется эффект сверх-
пластичности материалов, который возникает при достаточно низких
скоростях деформации (порядка 0,0001 1/с) и высоких температурах.
Для достижения эффекта сверхпластичности требуется обеспечить та-
кое изменение давления формовки, при котором скорость деформа-
ции будет оставаться постоянной и равной оптимальной скорости де-
формации.
2