В.Е. Миненко, А.Н. Семенко, Е.Н. Шиляева
12
Выявилось также более слабое влияние формы поперечного сече-
ния аппараты по сравнению с удлинением на аэродинамическое каче-
ство при примерно одинаковой степени затупления носовой части. Си-
стематическое исследование форм СА класса «несущий корпус» было
предпринято в ОКБ-1 (РКК «Энергия») в 1962 г., когда рассматривался
альтернативный вариант аэродинамической схемы «Союз». Исследо-
вание баллистических, аэродинамических и аэротермодинамических
характеристик СА класса «несущий корпус» показало закономерное
превышение массы конструкции и теплозащиты по сравнению со схе-
мой «Союз». Этот критерий оказался решающим для приостановления
работ по СА класса «несущий корпус» и сосредоточения усилий орга-
низации на разработке минимального по массе СА «Союз».
В процессе проектных исследований был тщательно изучен такой
интересный класс аэрокосмических СА, как полуконические конфи-
гурации, рассмотренные в дальнейшем в качестве варианта формы
СА возвращения после завершения марсианской экспедиции. Однако
наиболее удачным оказалось направление в части использования
клиновидного сегмента сферической поверхности в качестве нижней
наветренной поверхности возвращаемого СА. Эта форма соединила в
себе преимущества полуконического СА, имеющего простую сило-
вую схему, и СА класса «сегментально-сферический клин», который
был предложен в 1970 г. в качестве конфигурации для СА, входящего
в атмосферу Земли с гиперболическими скоростями после заверше-
ния марсианской экспедиции.
Указанная конфигурация, развитая в дальнейшем для возвращаемой
маневрирующей капсулы, была предложена в дальнейшем в качестве
базовой модели СА для малых беспилотных управляемых капсул, а
также для пилотируемых транспортных объектов. Аэродинамические
исследования подтвердили правильность выбора указанного класса
форм. Проектно-компоновочный и массовый анализы СА этого класса
форм позволили получить характеристики первого проектного прибли-
жения для реализации их в различных космических программах.
Проработки СА класса «несущий корпус», предпринятые совместно
с Казанским авиационным институтом, завершились разработкой пла-
нера СП-1 с отличными аэродинамическими и посадочными характери-
стиками (рис. 2) [6, 5]. В концепции СП-1, как и в концепции HL-10
(США), ориентировались на аэродромную посадку. При этом предпола-
галось использование аэродинамических органов управления и допол-
нительно раскрываемых несущих элементов корпуса.
Одним из важных критериев оценки аэрокосмических СА является
критерий объемной эффективности, или коэффициент заполнения
K
зап
.
Из сравниваемых СА более высокую объемную эффективность имеют
аппараты, по конфигурации более близкие к сфере. СА с большей объ-
емной эффективностью будет обладать меньшей массой конструкции