Проектные особенности спускаемых аппаратов класса "несущий корпус" - page 18

В.Е. Миненко, А.Н. Семенко, Е.Н. Шиляева
18
режиме крыльев. Однако эти перспективные системы требуют более
значительных массовых расходов, поэтому работы по ним в настоящее
время ведутся только в плане проектных изысканий.
Следует отметить, что высокие маневренные характеристики СА
класса «несущий корпус» позволяют надеяться на успешное их исполь-
зование в работах по созданию комплекса по выведению радиоактив-
ных отходов в космос, когда вопросу обеспечения надежности и без-
опасности на всех этапах полета транспортного космического корабля
придается значение не меньшее, чем при создании пилотируемого СА.
Рассматривая различные типовые схемы транспортных пилоти-
руемых космических кораблей со СА класса «несущий корпус»,
можно выделить две схемы:
1) блочного типа, имеющая в своем составе СА и орбитальный
блок, включающий в себя двигательную установку, топливные баки,
арматуру, стыковочный агрегат и т. д. В этой схеме аэродинамиче-
ский головной обтекатель можно не использовать, а применять спе-
циальные сбрасываемые аэродинамические защитные кожухи;
2) cхема, когда космический корабль выполнен в виде единого
теплозащищенного отсека, полностью возвращаемого на Землю.
Применение схемы горизонтального старта при выведении на орби-
ту не приводит к существенно выигрышным конфигурациям. Особен-
ностью всех схем является сохранение СА класса «несущий корпус» как
наиболее дорогостоящего и трудного в отработке отсека космического
корабля, определяющего общий уровень надежности и безопасности
ракетно-космической системы. Конструктивно-компоновочные схемы
всех типов СА должны предусматривать сквозной проход на борт орби-
тальной космической станции. Утонение кормы аппаратов HL-10,
M2-F2 и SV-5, вызванное требованиями повышения аэродинамического
качества на дозвуковых режимах (посадка на аэродромную полосу),
приводит к крайне сложной силовой и компоновочной схеме транс-
портного космического корабля, в состав которого входит СА.
Всю нижнюю наветренную поверхность СА рационально выпол-
нить в виде силовой панели со специальным сотовым амортизирую-
щим слоем в комбинации с панелями теплозащитного покрытия.
Толщины пакета теплозащитных материалов выбирают оптимально с
учетом расчетной эпюры распределения тепловых потоков по навет-
ренной поверхности СА. Под теплозащитными панелями рациональ-
но проложить наружные трассы бортовой кабельной сети, пневмо- и
гидротрубопроводы, звенья перецепки подвесной системы пара-
шютов и т. п. (рис. 3–5).
Итоговые результаты проектных исследований по некоторым ап-
паратам класса «несущий корпус» приведены в табл. 3–5.
1...,8,9,10,11,12,13,14,15,16,17 19,20,21,22,23,24,25,26
Powered by FlippingBook