Проектные особенности спускаемых аппаратов класса "несущий корпус" - page 14

В.Е. Миненко, А.Н. Семенко, Е.Н. Шиляева
14
или иные способы охлаждения. Особую проблему составляет много-
кратность использования конструкции и теплозащиты аппаратов кап-
сульного типа, что в условиях развитой многолетней программы су-
щественно влияет на экономические показатели космического СА.
Однако бесспорным преимуществом СА класса «несущий корпус»
обладают в режиме спуска в атмосфере Земли с гиперболическими
скоростями входа после возвращения из марсианской экспедиции.
Аэродинамические характеристики таких аппаратов позволяют прак-
тически неограниченно расширить коридор входа в атмосферу и дела-
ют вполне реальной задачу входа в атмосферу с приемлемыми пере-
грузками и тепловыми потоками.
Основными техническими характеристиками аэрокосмических
СА, использующих подъемную силу, являются высокая маневрен-
ность, возможность посадки в заданные районы при сходе с орбиты в
течение большей части суток, низкие перегрузки при прохождении
атмосферного участка.
Степень маневренности СА обычно оценивают боковой дально-
стью
L
бок
. Высокая маневренность позволяет уменьшить время ожи-
дания на орбите и увеличить вероятность безопасной посадки в за-
данных районах. Большие боковые дальности могут быть получены
при использовании СА, обладающих аэродинамическим качеством
K
гип
= 1…2,5, что характерно для СА класса «несущий корпус» и
крылатых ракетопланов. Уменьшение до минимума момента схода с
орбиты становится решающим фактором в аварийных ситуациях на
борту СА или космической станции, к которой он пристыкован. Вре-
мя, в течение которого на протяжении одних суток возможно воз-
вращение аэрокосмического СА, зависит помимо аэродинамического
качества от угла наклона и высоты орбиты, а также от условий по-
садки. Одним из важных достоинств аэрокосмического СА класса
«несущий корпус» является возможность обеспечения спуска с суще-
ственно меньшими перегрузками (2…3)
g
по сравнению с СА «сколь-
зящего» или баллистического спуска (4…8)
g
.
Способность пилота переносить повышенные перегрузки опреде-
ляется многими факторами, в том числе их значением, временем воз-
действия, а также продолжительностью пребывания космонавта в
условиях невесомости. Очевидно, длительное воздействие невесомо-
сти на экипаж потребует снижения уровня максимально допустимой
для человека перегрузки. В условиях перехода к эксплуатации долго-
временных космических станций и реализации длительных космиче-
ских экспедиций к другим планетам Солнечной системы именно этот
фактор может стать определяющим для перехода к применению СА,
обладающих повышенным аэродинамическим качеством. Использо-
вание аэродинамической подъемной силы позволяет, кроме того,
расширить коридор входа в атмосферу по сравнению с баллистиче-
1...,4,5,6,7,8,9,10,11,12,13 15,16,17,18,19,20,21,22,23,24,...26
Powered by FlippingBook