В.Е. Миненко, А.Н. Семенко, Е.Н. Шиляева
2
Разработанные в СССР СА («Восток», «Восход» и «Союз») относи-
лись к классу баллистических (
K
гип
= 0) и аппаратов «скользящего»
спуска (
K
гип
= 0,2…0,5), отличавшихся простейшими аэродинамически-
ми конфигурациями, которые обеспечивали минимально возможное
маневрирование аппаратов на участке спуска в атмосфере [1]. Анало-
гично в США были осуществлены космические программы, где исполь-
зовались как баллистические («Меркурий»), так и СА «скользящего»
спуска «Джеминай», «Аполлон» [2, 3]. Спуск в атмосфере со второй
космической скоростью привел к отказу от СА баллистического типа, а
наличие небольшого аэродинамического качества оказалось обязатель-
ным условием для реализации входа в атмосферу с приемлемыми пере-
грузками и с соответствующим снижением уровня аэродинамического
нагрева поверхности СА [4, 15]. Рассмотрение возможности входа в ат-
мосферу Земли со второй космической скоростью (СА лунной экспеди-
ции) и с гиперболическими скоростями (спуск при возвращении из мар-
сианской экспедиции) показал абсолютную необходимость увеличения
аэродинамического качества СА и рациональность перехода на заост-
ренные конфигурации.
Исследования показали, что следует перейти к другому классу
апаратов, а именно к СА класса «несущий корпус», которые по про-
стоте аэродинамических обводов близки к СА «скользящего» спуска,
а по своим аэродинамическим характеристикам на гиперзвуковых
скоростях приближаются к крылатым ракетопланам [5, 6]. Оказалось,
что СА этого класса с успехом могут использоваться во всех диапа-
зонах скоростей входа в атмосферу как при спуске с орбиты искус-
ственного спутника Земли, так и для входа в атмосферу со второй
космической скоростью. В то же время применение СА класса «не-
сущий корпус» обещает обеспечить приемлемые массовые характе-
ристики, и они хорошо вписываются в традиционную проектно-
компоновоч-ную схему транспортного космического корабля [7, 8].
Аэрокосмические СА класса «несущий корпус» в настоящее вре-
мя продолжают исследовать, рассматривая их как весьма перспек-
тивные для пилотируемых вариантов СА и для малоразмерных высо-
команевренных аэрокосмических капсул, способных выходить в за-
ранее намеченный район с точностью 2…8 км.
Общий проектно-методологический подход к проектированию
аэрокосмических СА требует распределения их по классам, в преде-
лах которых установлены главные ведущие признаки, определяющие
основные проектные параметры СА. В данном случае подобный ме-
тодологический подход можно успешно использовать применительно
к СА, представленным баллистическими (неуправляемыми), полу-
баллистическими («скользящими»), бескрылыми класса «несущий
корпус» аппаратами и крылатыми ракетопланами. Первые три типа
СА иногда относят к капсульным.