Проектные особенности спускаемых аппаратов класса "несущий корпус" - page 15

Проектные особенности спускаемых аппаратов класса «несущий корпус»
15
скими СА, что особенно важно при гиперболических скоростях входа
в атмосферу при возвращении из межпланетной (например, марсиан-
ской) экспедиции.
СА многократного использования должен совершать мягкие по-
садки, не приводящие к деформации силовой конструкции. Поэтому
в США основным требованием к аэродинамической схеме было тре-
бование по обеспечению аэродромной посадки на подготовленную
посадочную полосу. Это означало, что помимо высоких несущих ха-
рактеристик на гиперзвуковых скоростях СА должны обладать по-
вышенным аэродинамическим качеством на дозвуковых скоростях.
Это существенно искажало обводы СА, уводило их из зоны опти-
мальных компоновочных характеристик (коэффициент заполнения,
центровочные критерии). Следует отметить, что посадочный маневр
СА класса «несущий корпус» имеет мало общего с самолетной по-
садкой объектов авиационной техники:
используется достаточно крутой заход на посадку: на высоте
300 м при расстоянии до точки приземления
3,2 км СА начинает
выравнивание;
посадочные скорости составляют
480 км/ч при скорости сниже-
ния
V
Y
= 6 м/с;
касание дорожки происходит на скорости
260 км/ч.
Вследствие аэродинамических особенностей формы СА класса
«несущий корпус» при посадке в процессе их летной отработки в
США был отмечен ряд аварийных посадок. Поэтому проектный ана-
лиз СА этого класса привел к необходимости поиска альтернативных
путей решения проблемы безопасной посадки при сохранении всех
преимуществ этого класса (табл. 2).
Эти обстоятельства заставили многих разработчиков прийти к вы-
воду о необходимости отказа от метода аэродромной посадки и необя-
зательности обеспечения высоких несущих характеристик формы на
посадочных режимах. Суть предложенной концепции состоит в опти-
мизации аэродинамической формы только на гиперзвуковых режимах
полета и в ориентации на систему вертикальной посадки, близкую к
комплексу средств посадки СА «Союз». В этом случае нет необходи-
мости выдерживать требование по повышенному качеству на дозвуко-
вом режиме полета. Высокие несущие характеристики формы на ги-
перзвуковых скоростях (
K
гип
= 1...1,2) дают возможность перекрыть
зоной допустимого маневра соседние витки (правый и левый). Так, для
высокоманевренной капсулы при
K
гип
= 1,2 и
Р
х
= 150 H/м
2
, в которой
использован метод управления по крену, аналогичный СА «Союз»,
боковая дальность превышает 1 000 км. Точность посадки СА при
этом обеспечивается системой управления до ~10 км (
5 км при ра-
дионаведении на маяк).
1...,5,6,7,8,9,10,11,12,13,14 16,17,18,19,20,21,22,23,24,25,...26
Powered by FlippingBook