Проектные особенности спускаемых аппаратов класса «несущий корпус»
17
Можно добиться стабильного выхода к заранее обозначенной поса-
дочной площадке с высокой точностью. Непосредственно перед посад-
кой может быть осуществлена ориентация СА относительно поверхно-
сти Земли с учетом уклона местности и ветрового сноса. Модернизация
автоматики комплекса средств посадки вполне реальна и не представля-
ет технических трудностей. К тому же вполне возможным оказывается
использование твердотопливных двигателей для парирования горизон-
тальной скорости посадки, что резко улучшает комфортность операции
приземления. Указанное построение комплекса средств посадки в соче-
тании с высокой маневренностью СА на гиперзвуковых скоростях
позволяет использовать посадочные площадки небольших размеров
(5
5 или 3
3 км), характерные для условий Западной Европы.
Выход в район запланированной посадки обеспечивается вследствие
высоких несущих характеристик корпуса СА на гиперзвуковых и сверх-
звуковых скоростях полета. В последнем случае требуется использовать
предпосадочное управление куполом, что порождает некоторое услож-
нение конструкции комплекса средств посадки. Как показал анализ
компоновочных схем СА, рациональным оказалось включение микро-
реактивных двигателей системы исполнительных органов спуска в кон-
тур управления аппаратом на предпосадочном этапе в целях ориентации
СА относительно поверхности, для парирования ветровых порывов
(ветровой снос) и локализации касания днищем СА поверхности земли
в момент удара.
Включение двигателей мягкой посадки в состав комплекса
средств посадки, организация специальных амортизаторов на днище
СА и применение амортизационных кресел для экипажа приближают
СА по комфорту посадки к аппаратам, использующим аэродромную
посадку. Этот подход позволяет разработать СА с минимально воз-
можными габаритными размерами и массой, которые окажутся весь-
ма привлекательными для использования в составе лунного корабля
или марсианского экспедиционного комплекса. Высокие несущие
характеристики СА класса «несущий корпус» обеспечивают низкий
уровень перегрузок и на аварийных траекториях спуска после сраба-
тывания системы аварийного спасения на участке выведения. Логика
системы спасения в этом случае остается близкой к логике системы
корабля «Союз», выгодно отличаясь от усложненного режима спасе-
ния экипажа крылатых аэрокосмических СА класса «Буран» или
«Спейс Шаттл».
Проведенные проектные исследования показали перспективность
использования роторной (вертолетной) системы посадки, системы по-
садки с использованием турбореактивных или турбовентиляторных по-
садочных двигателей. Корпус СА с повышенным коэффициентом удли-
нения по сравнению с СА «скользящего» спуска дает основания для ис-
пользования в комплексе приземления раскрывающихся на посадочном