Роль и формы контроля освоения базовых математических дисциплин
9
Соотношение базовой и дополнительной части — вопрос конкрет-
ного вуза, а может быть, и конкретной кафедры. По мнению автора
статьи, в техническом вузе базовая часть должна составлять 50–60 %
общего объема в курсе математического анализа и 70–80 % — в курсе
аналитической геометрии и теории матриц. Содержание базовой части
должно быть представлено в компактном, обозримом виде и сообщено
студентам в начале первого семестра.
При составлении условий предварительных КМ (типовой расчет,
контрольная работа, рубежный контроль) следует сделать упор на
базовых вопросах. В ходе выполнения типового расчета студент
вправе пользоваться любыми источниками информации и посторон-
ней помощью. В ходе аудиторных контрольных мероприятий он обя-
зан работать самостоятельно, но вправе использовать собственно-
ручно написанные конспекты.
Последнее предложение требует дополнительных разъяснений.
Добросовестный студент может не обладать ни высоким интеллектом,
ни хорошей памятью, ни достаточной школьной подготовкой. Предва-
рительные КМ совмещают в себе контролирующую и обучающую
функции и реализуют кооперативные взаимоотношения студента и пре-
подавателя. Возникающий риск использования готовых решений может
быть устранен увеличением числа вариантов заданий.
Вероятность положительной оценки за промежуточные аудитор-
ные КМ при неосвоенной базовой части курса должна быть доста-
точно малой. Однако не следует сводить ее к нулю, поскольку это
приведет к завышению требований для средних студентов. Следова-
тельно, вопросы базового уровня должны присутствовать и в билетах
аттестации по дисциплине. Студенты, имеющие высокую оценку за
семестр, могут быть от них освобождены. С целью укрепления памя-
ти и стрессоустойчивости студентов они не пользуются на аттеста-
ции справочными материалами. Единственным источником инфор-
мации для них является экзаменатор, который активно и доброжела-
тельно участвует в обсуждении вопросов, относящихся к дополни-
тельной части курса.
Таким образом, все процедуры контроля встраиваются в процесс
обучения как его составная часть. Вектор изменения знаний студента
имеет направление «знаю как — знаю почему — понимаю, как
узнать». Постепенное, а не скачкообразное, углубленное понимание
математики наилучшим образом отвечает задачам адаптации перво-
курсника к вузовской среде и создания фундамента для последующе-
го обучения.
Заключение.
Обучение в первом семестре включает в себя пери-
од адаптации студента к вузовской среде. Содержание и порядок
проведения КМ должны не только учитывать это обстоятельство, но
и выполнять активную роль в процессе адаптации. Даже если гово-
рить только о преподавании математики — проблема не является
внутриматематической. Она должна решаться на основе междисци-
плинарного подхода.