В.В. Станцо
2
сроки, определяемые организацией, осуществляющей образователь-
ную деятельность, в пределах одного года с момента образования
академической задолженности… Для проведения промежуточной
аттестации во второй раз образовательной организацией создается
комиссия… Обучающиеся по основным профессиональным образо-
вательным программам, не ликвидировавшие в установленные сроки
академической задолженности, отчисляются из этой организации как
не выполнившие обязанностей по добросовестному освоению обра-
зовательной программы и выполнению учебного плана».
Таким образом, вопрос о том, что следует контролировать на
промежуточной аттестации — освоение всего учебного курса или
только его части (модуля), — оставлен на усмотрение образователь-
ной организации. Адекватное решение этого вопроса (точнее, ком-
плекса взаимосвязанных вопросов) особенно актуально для первого
семестра обучения в вузе.
Процесс адаптации вчерашних школьников к новым для них
условиям обучения постоянно усложняется в связи с постоянными
изменениями школьных и вузовских учебных программ, психологии
и мотивации учеников и педагогов. Все это вынуждает непрерывно
искать новые подходы к этой проблеме. Вместе с тем многие факто-
ры, влияющие на ее появление и решение, остаются неизменными в
течение десятилетий. Эти факторы достаточно полно охарактеризо-
ваны в работе [2] ректора МГУ им. М.В. Ломоносова В.А. Садовни-
чего и его коллег. Цель этой работы состояла в том, чтобы «обозна-
чить болевые точки образования в университете и предложить хотя
бы что-нибудь из совокупности необходимых первоочередных шагов
в обновлении университетского учебного процесса».
Студентам в работе [2] посвящен отдельный раздел, в котором
особое место занимает тема первокурсников. Нельзя не согласиться с
тем, что «лишь немногие из них сделали свой выбор полностью осо-
знанно, на самом деле понимая, чем они будут заниматься после по-
лучения образования». В современных условиях, когда абитуриенты
поступают по результатам ЕГЭ и подают эти результаты в несколько
вузов одновременно, этот вывод стал еще более справедлив.
Анализ новых условий приема в вузы не является целью данной
статьи, но одно замечание автор, имеющий многолетний опыт рабо-
ты в отборочной комиссии факультета, считает необходимым сде-
лать. Нередко перед абитуриентом возникает следующая альтернати-
ва: поступить в более желательный вуз во второй волне (гарантии от
вуза будут получены через неделю) или в менее желательный — в
первой волне. Далеко не все абитуриенты готовы ждать. В результате
вместо более сильных и мотивированных студентов вуз получает бо-
лее слабых, не боящихся ошибиться и проиграть.
Адаптационные проблемы первокурсников возникают вследствие
одновременного действия следующих факторов: смена стиля обуче-
ния, резко возросший объем получаемой информации, смена мотива-