Анализ комплексной системы автоматического регулирования частоты вращения вала дизельного двигателя и температуры охлаждающей жидкости - page 16

В.А. Марков, С.Н. Девянин, Л.Л. Михальский
16
Сначала рассчитывался канал регулирования частоты вращения
коленчатого вала, затем контур регулирования температуры охлаж-
дающей жидкости. Результаты расчетов канала регулирования часто-
ты вращения коленчатого вала ( рис. 7) свидетельствуют о том, что
исходная САР с чисто пропорциональным регулятором обеспечивает
степень неравномерности (наклон) регуляторной характеристики
δ, % (рис. 7,
а
и 8):
д.х.х max д.ном
д.ном
100,
ω − ω
δ =
ω
где ω
д.ном
— номинальная угловая скорость вала двигателя; ω
д.х.х max
угловая скорость вала двигателя на режиме холостого хода.
Рис. 8.
Зависимость степени неравномерности регуляторной характеристи-
ки САР частоты вращения вала дизеля (
а
) и провала угловой скорости (ча-
стоты вращения) в переходном процессе наброса полной нагрузки (
б
) от
коэффициента усиления регулятора по нагрузке
k
н
дизеля типа Д-240 с ко-
эффициентом усиления П-регулятора
k
п
= 10
Эта САР реализует δ = 7 % при провале частоты вращения в пе-
реходном процессе наброса полной нагрузки –7,2 % (рис. 7,
а
и 9).
Наилучшее качество процесса регулирования достигается при коэф-
фициенте усиления регулятора по нагрузке
k
н
= 0,79 (рис. 7,
д
).
В этом случае обеспечивается нулевая степень неравномерности ре-
гуляторной характеристики (δ = 0), т. е. реализуется астатическая
САР. Провал частоты вращения в переходном процессе наброса пол-
ной нагрузки дизеля составил Δω
д
= 2,2 %, а продолжительность пе-
реходного процесса
t
п
0,3 с. Эти показатели качества процесса ре-
гулирования значительно лучше аналогичных показателей, допусти-
мых для САР первого класса точности (Δω
д
= 5 %,
t
п
= 2 с).
На втором этапе исследований рассчитывался контур регулирова-
ния температуры охлаждающей жидкости (см. рис. 9). Следует отме-
тить, что подсистема регулирования температуры охлаждающей жид-
кости значительно более инерционная, чем подсистема регулирования
частоты вращения, поэтому переходные процессы в этой подсистеме
1...,6,7,8,9,10,11,12,13,14,15 17,18,19
Powered by FlippingBook