Использование смесей дизельного топлива и метилового эфира подсолнечного масла в качестве топлива для транспортных дизелей - page 7

Использование смесей дизельного топлива и метилового эфира подсолнечного масла…
7
Дизель исследован на моторном стенде АМО «ЗИЛ» на режимах
внешней скоростной характеристики и режимах 13-ступенчатого ис-
пытательного цикла Правил ЕЭК ООН № 49 с установочным УОВТ
θ
= 13° поворота коленчатого вала до верхней мертвой точки (ВМТ)
и неизменным положением упора дозирующей рейки (упора макси-
мальной подачи топлива). Моторный стенд был оборудован комплек-
том измерительной аппаратуры. Дымность ОГ измеряли с помощью
ручного дымомера MK-3 фирмы Hartridgе (Великобритания) с по-
грешностью измерения
±
1 %. Концентрации NO
x
, CO, CH
x
в ОГ
определяли газоанализатором SAE-7532 фирмы Yanaco (Япония) с
погрешностью измерения
±
1 %.
Исследовали товарное ДТ и его смеси с МЭПМ с содержанием от
5 до 40 % эфира, произведенного во Всероссийском научно-исследо-
вательском институте использования техники и нефтепродуктов Рос-
сельхозакадемии (ГНУ ВНИИТиН, г. Тамбов). Некоторые физико-
химические свойства дизельного топлива, МЭПМ и указанных сме-
сей представлены в табл. 2.
На первом этапе исследований проведены испытания дизеля
Д-245.12С на чистом ДТ и на смеси 80 % ДТ с 20 % МЭПМ на режи-
мах внешней скоростной характеристики (рис. 4). Смесь ДТ и МЭПМ
имеет физические свойства, приближающиеся к свойствам ДТ, но ее
плотность и вязкость несколько выше аналогичных показателей ДТ
(см. табл. 2). Поэтому при переходе от ДТ к смесевому биотопливу
отмечено небольшое увеличение часового расхода топлива
G
т
(см.
рис. 4 и табл. 3). Однако крутящий момент двигателя и его эффек-
тивная мощность изменились незначительно (см. рис. 4 и табл. 3).
В то же время из-за наличия в молекулах МЭПМ атомов кислорода
теплотворная способность смесевого биотоплива несколько ниже
теплотворной способности ДТ. Это привело к тому, что при переходе
от ДТ на смесь 80 % ДТ и 20 % МЭПМ на режиме максимальной
мощности с частотой вращения коленчатого вала
n
= 2 400 мин
–1
удельный эффективный расход топлива
g
е
увеличился от 246,6 до
254,0 г/(кВт·ч), на режиме максимального крутящего момента при
n
= 1 500 мин
–1
— от 221,1 до 231,8 г/(кВт·ч). При этом изменения
эффективного КПД дизеля η
е
на этих режимах не превышали 1,6 %
(см. табл. 3).
1,2,3,4,5,6 8,9,10,11,12,13,14,15,16
Powered by FlippingBook