П.А. Дроговоз, Н.А. Кашеварова
2
Условия современной экономики инноваций, в которой основную
роль играет способность предприятия создавать и осваивать передо-
вые технологии, требуют критического переосмысления зарубежного
опыта управления интеллектуальной собственностью. Анализ совре-
менных подходов к созданию и коммерциализации инноваций в ве-
дущих странах мира позволяет выделить типовые модели управления
интеллектуальной собственностью, изучить их отличительные осо-
бенности и оценить возможность применения передовых зарубежных
наработок в отечественной практике.
Прежде всего, следует обратить внимание на то, что в современ-
ной глобальной экономической системе фактически сформировались
три основных модели развития [1]:
сырьевая
, характерная для стран, располагающих значительны-
ми запасами природных ресурсов и осуществляющих импорт необ-
ходимой наукоемкой промышленной продукции;
технологическая
, обеспечивающая производство высокотехно-
логичной продукции на основе импортируемых объектов интеллек-
туальной собственности;
инновационная
, ориентированная не только на широкое внедре-
ние в хозяйственный оборот наукоемких технологий, но прежде все-
го на их создание с использованием последних достижений фунда-
ментальных научно-исследовательских работ.
Наша научная задача состоит в проведении обзора и классификации
моделей управления интеллектуальной собственностью, применяю-
щихся в наукоемком бизнесе в России и за рубежом, и в разработке на
их основе подходов к выбору рациональной модели для исследуемого
высокотехнологичного предприятия ракетно-космической отрасли.
Вопросы интеллектуальной собственности регулирует часть чет-
вертая Гражданского кодекса РФ. Согласно ст. 1225 ГК РФ в каче-
стве интеллектуальной собственности (ИС) охраняются в числе про-
чих следующие результаты интеллектуальной деятельности: произ-
ведения науки, литературы и искусства; программы для ЭВМ; базы
данных; исполнения; фонограммы; изобретения; полезные модели;
промышленные образцы; селекционные достижения; топологии ин-
тегральных микросхем; секреты производства (ноу-хау); фирменные
наименования; товарные знаки и знаки обслуживания [2].
Для использования результатов интеллектуальной деятельности в
производстве продукции, при оказании услуг и выполнении работ
предприятие должно обладать особыми правами, которые суще-
ственно отличаются от прав собственности на материальные объекты
(здания, машины и оборудование). Наиболее важная характеристика
ИС — монополия ее владельца на использование полученных ре-
зультатов. В юридической терминологии эта монополия называется
исключительным правом. Она означает, что никто не вправе исполь-
зовать нематериальный объект без разрешения владельца. Предприя-