из-за этого имеет номинальное удлинение
λ
= 1
,
5
±
0
,
2
[2] (у УББЧ
AUP-3M
λ
свыше 9 [3]).
Можно отметить, что раздельное проектирование ПКР и ПрБЧ для
ПКР 3М45 (СССР, 1983 г.) противокорабельного ракетного комплек-
са (ПКРК) “Гранит” (компоновка “ракета–двигатель” [9]) привело к
неуместной форме головной части ПрБЧ (типа бетонобойного артил-
лерийского снаряда [11]), так как в пробитии корабельных преград
ПрБЧ (
λ
= 1
,
65
[9, 11]) не участвует, что показано на основе числен-
ного моделирования (МВТУ им. Н.Э. Баумана, 1981 г.) взаимодействия
ПКР с преградой. Что касается современных ПКР/КР типа “Брамос”
(Россия–Индия, 2006 г., компоновка “ракета–двигатель” [10]), то на
основе численного моделирования пробития бетонной преграды ПрБЧ
(
λ
= 1
,
54
[10]) и КР получено существенное различие (рис. 5, где
h/d
— отношение толщины преграды к диаметру УР или ПрБЧ), которое
еще более очевидно при пробитии корабельных преград.
Возможный вариант проведения работ по конечной (терминаль-
ной) баллистике ПКР можно продемонстрировать на примере ПКР
4К80 ПКРК “Базальт” (СССР, 1975 г.) [12], которая в 1980-е гг. наря-
ду с другими элементами модернизировалась путем замены фугасно-
кумулятивной БЧ на ПрБЧ (
λ
= 1
,
33
[11]), реализованную в ПКР
3М70 ПКРК “Вулкан” (1987) [13]. Путем физического моделирования
на упрощенных уменьшенных моделях ПКР в МВТУ им. Н.Э. Баумана
было установлено, что БЧ не участвует в непосредственном проби-
тии преграды, получена физическая картина процесса взаимодействия
ПКР с преградой и его физико-механическая модель (1974–1976),
реализованная в расчетную модель путем численного моделирова-
ния (1976–1979). Расчетным путем было установлено существенное
влияние на процесс нагружения ПрБЧ механических свойств впере-
дилежащей по отношению к отсеку БЧ бортовой аппаратуры (БА)
(1979–1980), что явилось основанием для исследований механиче-
ских свойств БА ПКР 4К80 при статическом нагружении (МВТУ
им. Н.Э. Баумана, 1983 г.).
Однако передача ЦКБМ (ныне ОАО “ВПК “НПО машинострое-
ния”) МВТУ им. Н.Э.Баумана для испытаний штатной БА явилась од-
ной из причин нехватки ПКР со штатной БА для испытаний на ракет-
ном треке НИИ “Геодезия”. Поэтому в ЦКБМ пришлось в экстренном
порядке разработать, изготовить и использовать натурные механиче-
ские эквиваленты БА для сборки ПКР для натурных испытаний (1984–
1985). В результате довольно стихийно сформировался возможный ал-
горитм работ, сопровождающий создание или модернизацию ПрБЧ УР
с обеспечением научно-технической базы создания ПВУ. На примере
195