технической отсталости. Следует также отметить, что все зарубежные
ПКР в качестве БЧ имеют ПББЧ с удлинением
λ
от 2,0 до 3,1 [2].
Из анализа компоновочных схем современных ЗУР (ЗУР 9М38
зенитно-ракетного комплекса (ЗРК) “Бук” (СССР–Россия,
1980–1994 гг.) [18], ЗУР 48Н63 ЗРК С-300П(Ф) (СССР–Россия,
1984–1999 гг.) [19], ЗУР 9М82 ЗРК С-300В (СССР, 1988 г.) [20], ЗУР
ЗРК “Астер” 30/15 (Франция–Италия, 2002 г.) [21] следует, что они по
своей компоновке приближаются к ПКР в связи с увеличением дально-
сти полета и применением комбинированных систем самонаведения.
Длина впередилежащих по отношению к отсеку БЧ отсеков БА может
достигать от 3 до 8 длин отсека БЧ. Особый интерес представляют ЗУР
ЗРК корабельного базирования, так как с 1961 г. отечественный ВМФ
выдвигает требование к любым УР корабельного базирования о необ-
ходимости поражения надводных целей (в качестве второй цели) [5].
Таковыми являются ЗУР ЗРК “Бук” (рис. 7,
а
, [18]) с названием кора-
бельной версии ЗРК М-22 “Ураган” [22] и ЗРК С-300Ф, а осколочные
и осколочно-фугасные БЧ контактного действия на внешнем контуре
цели у подобных ЗУР могут заменяться на проникающе-осколочные.
Современные тенденции развития ЗУР отражает франко-итальянский
ЗРК “Астер”, где ЗУР (рис. 7,
б
, [21]) создавалась для прямого попа-
дания в воздушную цель (БЧ с
λ
= 0
,
9
[21]). В связи со снижением
промахов ЗУР и их стремлением к нулю, актуальными становятся
данные о фугасном и осколочном действии БЧ УР, полученные для
ближней зоны взрыва (менее 20 приведенных радиусов БЧ).
Рис. 7. Компоновочные схемы современных ЗУР:
а
— ЗУР 9М38 ЗРК “Бук” (СССР–Россия, 1980–1994 гг.);
б
— ЗУР ЗРК “Астер”
(Франция–Италия, 2002 г.) в полетной конфигурации (без стартового ускорителя);
А
— ГСН;
B
— приборный отсек;
C
— отсек БЧ;
D
— твердотопливный маршевый
двигатель
198