случае траектория полета известна приблизительно, точно известны
точки старта и посадки, а также последовательность промежуточных
точек (или их окрестности) обязательного посещения, траектория меж-
ду которыми должна строиться и корректироваться в процессе полета
по данным бортовых устройств с учетом конфигурации окружающего
пространства, координат текущего положения и целевой на данный
момент промежуточной точки. Таким образом, бортовая система авто-
номного управления должна содержать средства формирования трех-
мерной объемной модели окружающего пространства, состоящей из
подмножества запрещенных для полета положений БПЛА, соответ-
ствующих препятствиям, подмножества разрешенных для полета по-
ложений, соответствующих свободному от препятствий пространству,
и двух положений, принадлежащих подмножеству разрешенных поло-
жений и соответствующих текущему и целевому положениям БПЛА.
Такая модель позволяет на подмножестве разрешенных положений
между текущим и целевым положениями находить безопасную траек-
торию [3], которая затем может быть отработана традиционным авто-
пилотом. Для формирования трехмерной модели окружающего про-
странства БПЛА, так же как и для наземных мобильных транспорт-
ных роботов, в качестве системы технического зрения (СТЗ) можно
использовать 3D лазерный сенсор [4], но со сферической или близкой
к сферической форме зоной обзора.
В настоящее время существующие 3D лазерные сенсоры имеют ма-
лые углы обзора, неприемлемые для нашего случая массогабаритные
характеристики и малодоступны. Трехмерный лазерный сенсор можно
также получить из 2D лазерного сенсора, закрепив его на управляе-
мом поворотном устройстве (сканаторе), что также приводит к непри-
емлемым массогабаритным характеристикам. Приемлемым решением
является жесткое закрепление малогабаритного 2D лазерного сенсо-
ра на аппарате так, чтобы плоскость сканирования была вертикаль-
на, а получение дополнительной степени сканирования осуществлять
за счет управляемого вращения аппарата вокруг вертикальной оси.
Например, 2D лазерный сенсор UTM-30LX, имеющий сектор скани-
рования 270
◦
, можно разместить так, что конструкции аппарата будут
находиться в “мертвой” зоне, а зона обзора при вращении аппарата бу-
дет соответствовать сфере без верхнего конуса с телесным углом 90
◦
(рис. 2), что вполне достаточно для формирования трехмерной модели
полетного пространства.
Для нахождения траектории в разрешенном для полета простран-
стве необходимо знать текущее положение БПЛА (целевые положения
заданы и известны). Как уже отмечалось ранее, угловые положения
аппарата определяются блоком инерциальных датчиков, которые по-
зволяют измерить абсолютные крен и дифферент и относительный
116
ISSN 0236-3941. Вестник МГТУ им. Н.Э. Баумана. Сер. “Машиностроение”. 2012