Рис. 1. Конфигурация кабельной привязной системы для НПА:
а
— плавучий кабель;
б
— кабель отрицательной плавучести
сложны и малопригодны для инженерных расчетов. Поэтому в реаль-
ной практике используют упрощенные схемы представления кабеля,
вводят ряд допущений при описании действующих на него нагрузок и
исключают из рассмотрения второстепенные факторы. Представляет-
ся целесообразным распространить такой подход и на формирование
математической модели кабеля с изменяемой длиной.
Принципиальная схема использования телеуправляемого комплек-
са с борта подводного носителя изображена на рис. 1.
Привязная система такого комплекса может быть реализована с
использованием плавучего кабеля или кабеля с отрицательной плаву-
честью (см. рис. 1). В качестве переходного случая можно рассматри-
вать кабель нейтральной плавучести, который в различных гидрологи-
ческих условиях попеременно приобретает небольшой запас положи-
тельной или отрицательной плавучести. В режиме совместного движе-
ния НПА и носителя или при работе аппарата в условиях подводного
течения конфигурация гибкой линии в основном определяется гидро-
динамическим воздействием на кабель. Поэтому в таких режимах оба
рассматриваемых варианта практически эквивалентны. Поведение ка-
беля при отсутствии набегающего потока воды определяется следу-
ющими параметрами: погонной плавучестью и вытравленной длиной
кабеля; относительной позицией НПА и значением вертикальной силы
F
y
, создаваемой его движителями. При использовании кабеля с отри-
цательной плавучестью (рис. 1,
б
) на нижнем участке кабеля образует-
ся петля, которая при малой дистанции НПА от дна может привести
к зацепу за донные объекты. Еще более опасен случай образования
петли на верхнем участке плавучего кабеля (рис. 1,
а
), так как возни-
кает опасность запутывания кабеля в забортных устройствах носите-
ля. Единственной возможностью снизить вероятность возникновения
таких зацепов кабеля является введение в состав телеуправляемого
комплекса системы регулирования длины кабеля. Результаты расчета
ISSN 0236-3941. Вестник МГТУ им. Н.Э. Баумана. Сер. “Машиностроение”. 2012
33