Рис. 4. Зависимости угловых скоростей стержней от времени
звеньев на упоры, необходимо определить моменты времени, в кото-
рые относительные скорости стержней ребра максимальны. Для этого
строятся графики зависимостей угловых скоростей стержней от вре-
мени (рис. 4) и выбираются несколько моментов времени, в которые
угловые скорости максимальны.
На основе изображенных на рис. 4 графиков выбраны пять момен-
тов времени: 1,248; 1,26; 1,269; 1,277 и 1,287 с, для которых вычисля-
ется поле скоростей. Положения стержней меридионального ребра в
каждый из этих моментов времени показаны на рис. 5. На рис. 4 вид-
ны пиковые значения угловых скоростей между 0,4 и 0,5 с, однако, как
следует из рис. 5,
а
, в этот момент времени продолжается раскрытие
меридионального ребра без постановки петель шарниров на упоры.
Для определения НДС меридионального ребра фрагмента отра-
жателя в программном комплексе MSC.Patran-Nastran построена его
конечно-элементная модель (рис. 6). Каждый стержень смоделирован
десятью балочными конечными элементами типа beam, каждый шар-
нир — двумя балочными элементами beam и одним точечным элемен-
том типа “сосредоточенная масса”. Каждый полюсный шарнир моде-
лируется одним балочным элементом beam с прямоугольным сечением
и одной “сосредоточенной массой” со значением полной массы шар-
нира. Соединения конечных элементов, моделирующих шарниры и
стержни, жесткие. По всем степеням свободы закреплены два край-
них узла, принадлежащих полюсным шарнирам (см. рис. 6).
По известным значениям скоростей полюсных шарниров в вы-
бранный момент времени и значениям угловых скоростей стержней
определяется поле скоростей в узлах каждого стержня по формуле
~v
n
=
~v
P
+
~ω
×
~r
, где
~v
P
— скорости полюсов, за которые последова-
тельно принимаются шарниры при обходе меридионального ребра от
полюсного шарнира к пересечению его с экваториальным складыва-
86
ISSN 0236-3941. Вестник МГТУ им. Н.Э. Баумана. Сер. “Машиностроение”. 2012