складной конструкции и геометрическая стабильность в течение до-
статочно длительного срока в условиях эксплуатации. Следует отме-
тить, что раскрытие трансформируемого отражателя возможно экс-
периментально отработать только на Земле в условиях, значитель-
но отличающихся от космических, в то же время наземные испыта-
ния трудоемки. В ходе их проведения не удается в достаточной мере
воспроизвести реальные условия процесса развертывания и подтвер-
дить надежность и работоспособность системы развертывания, отказ
или нештатное функционирование которой практически всегда ведет
к возникновению аварийных ситуаций [3]. Правильность заложенных
в конструкцию технических решений на стадии проектирования из-
делия позволяет оценить математическое моделирование этапов раз-
вертывания конструкции. Такое моделирование дает возможность рас-
смотреть различные схемы раскрытия и выявить их преимущества и
недостатки. Построенная модель должна обеспечивать как эффектив-
ное выполнение расчетов параметров конструкций, так и анализ раз-
личных вариантов их укладки в транспортное состояние и дальнейшее
развертывание в рабочее положение на орбите.
Приведение отражателя в рабочее положение может состоять из
нескольких этапов, для численного анализа которых можно использо-
вать современные пакеты моделирования динамики многокомпонент-
ных механических систем, такие как EULER и Adams. В результате
расчетов с использованием построенных моделей должны быть опре-
делены следующие характеристики: скорость и время развертывания;
формы промежуточных положений; динамические нагрузки на эле-
менты конструкции.
Моделирование развертывания многозвенных замкнутых космиче-
ских конструкций было рассмотрено на примере складного антенного
контура диаметром 5 м и фрагмента космического отражателя диа-
метром 3 м в раскрытом состоянии. Оба объекта представляют со-
бой многозвенные конструкции, состоящие из однотипных элементов
(прямоугольных панелей и трубчатых стержней), связанных упругими
шарнирами, содержащими упоры, обеспечивающими развертывание
отражателей из транспортного положения в рабочее, образование и
поддержание требуемых форм контура или отражающей поверхности.
В качестве фрагмента отражателя использовалась замкнутая кон-
струкция из двух наборов трубчатых стержней, связанных в опреде-
ленном порядке шарнирами, ориентированных вдоль меридианов сфе-
рической поверхности. Меридиональные наборы связаны между со-
бой вдоль экватора сферической поверхности складывающимся стерж-
нем. Окончания меридиональных наборов стержней (меридиональ-
ных ребер) шарнирно соединены с двумя полюсными шарнирами, за-
крепленными на окончаниях телескопической штанги. Развертывание
ISSN 0236-3941. Вестник МГТУ им. Н.Э. Баумана. Сер. “Машиностроение”. 2012
81
1 3,4,5,6,7,8,9,10,11,...12