подготовленную грунтовую посадочную поверхность без локальных
бугров и впадин как естественного, так и искусственного происхо-
ждения. Предполагалось, что приемлемость любого варианта расчета
обеспечивается, если продольная перегрузка не превышает некоторого
предельного значения, в данном случае равного 8 единицам, а также
если в течение всего процесса движения аппарата по посадочной по-
верхности обеспечивается определенный минимальный клиренс, рав-
ный 150 мм. Обязательным также является устойчивость движения
(отсутствие опрокидывания или кувырков).
Грунт интерпретировался реологической моделью Фойгта для та-
рели сферической формы диаметром
d
т
= 0
,
6
м. В расчете исполь-
зовались две разновидности грунта: с низкой жесткостью
С
г
= 0
,
8
×
×
10
6
кгс/м
3
, что соответствует слабым супесчаным почвам, и с высо-
кой жесткостью
С
г
= 55
10
6
кгс/м
3
, что близко к мерзлым тяжелым
грунтам.
К моменту касания грунта в случае штатной посадки система упра-
вления аппарата обеспечит следующие параметры движения, являю-
щиеся начальными условиями для расчета посадки:
вертикальная скорость снижения
v
в
= 1
,
5
±
1
,
5
м/с;
горизонтальная скорость
v
г
= 1
,
5
±
1
,
5
м/с;
угловая скорость относительно любой из осей аппарата
ω
=
= 0
±
5
/с;
угловое отклонение продольной оси аппарата от вертикали
θ
= 0
±
5
.
Для нештатных случаев посадки возможно превышение указанных
выше скоростей и углов подхода. Кроме того, возможен учет силы
тяги последействия тормозного двигателя (в случае необходимости
его использования).
Целью практического анализа является подбор таких энергети-
ческих характеристик амортизаторов, при которых выполняются не
только указанные ограничения по продольной перегрузке, клиренсу и
устойчивости, но и конструктивные ограничения по располагаемому
ходу амортизаторов.
При определении максимальной перегрузки игнорировались от-
дельные пиковые выбросы длительностью менее 30 мс [15].
Проведенные расчеты показали, что при соответствующем выборе
профиля энергетической характеристики амортизатора (рис. 4) приве-
денные ограничения могут быть выполнены. Характеристика предста-
вляет собой зависимость силы
F
, кН, от хода штока
H
, мм, аморти-
затора, имеет линейный участок начального обжатия и две ступени
пороговой силы 70 кН и 250 кН, кроме того, до момента касания с
посадочной поверхностью, амортизатор имеет некоторую начальную
силу, часто е¨е называют начальным обжатием (на графике значение
76
ISSN 0236-3941. Вестник МГТУ им. Н.Э. Баумана. Сер. “Машиностроение”. 2012
1,2,3,4,5,6,7 9,10,11