ISSN 2305-5626. Вестник МГТУ им. Н.Э. Баумана: электронное издание. 2013
9
тягового органа. Обычно он закреплен на лебедке. Лебедку установи-
те на подвижную мостовую часть. При грузоподъемности выше 2 т
подвижную мостовую часть делайте в виде приводной ходовой те-
лежки. На нее установите механизм подъема. Если грузоподъемность
менее 15 т, то механизм подъема и подвижная мостовая часть могут
быть исполнены в виде тали. Механизм подъема предпочтительно
делать один. Расположение на кране нескольких механизмов требует
наличия причины, например кран имеет большую грузоподъемность
(более 100 т) и будет перемещать груз, масса которого в 20—1 000
раз меньше массы номинального груза. В этом случае установите до-
полнительный механизм подъема грузоподъемностью в 4—10 раз
меньше номинальной. Если требуется несколько механизмов подъ-
ема, то расположите их лебедки на одной подвижной мостовой части.
Несколько талей на одном кране не применять.
Для обеспечения движения подвижной части по мосту выберите
механизм перемещения, например с приводными колесами, и уста-
новите его на подвижной части моста. При наличии причины допу-
стимо применить механизм перемещения другого типа и располо-
жения.
Мост выполняйте поднятым на две поперечные опоры. При
наличии консоли мост на опору подвешивать (сбоку или сверху),
иначе опирать на нее (снизу). Если оси кранового пути расположены
на разных высотах, то компенсируйте эту разницу различной высо-
той поперечных опор. Форму поперечной опоры делайте из условия
возможности перемещения груза через нее на консоль.
Обеспечьте движение крана по крановому пути, заложив меха-
низм перемещения. Для этого низ каждой опоры выполняйте в виде
приводных ходовых тележек, которые и составят данный механизм.
В качестве несущей конструкции при работе с грузом выберите
элементы, связанные в указанной последовательности: груз
→
грузо-
захватное устройство
→
тяговый орган
→
(полиспаст, лебедка)
→
подвижная часть на мосте
→
мост
→
поперечные опоры
→
ходовые
тележки
→
крановый путь
Результаты.
Применение паттерна привело к следующему.
1. Несущая конструкция крана автономна и требует только кра-
нового пути.
2. Консоли козлового крана позволяют перегружать груз на
транспортное средство, чей подъездной путь не пересекает крановый.
3. Положение груза по высоте определяет смотанная с лебедки
длина тягового органа, а в горизонтальной плоскости — подвижная
мостовая часть и положение крана в целом (вдоль кранового пути).
4. Козловой кран ограничивает высоту складирования под ним не
только своей несущей конструкцией, но и минимальным простран-
ством, необходимым для перемещения грузов. Данное пространство
определено грузом наибольшей высоты, перемещаемым на макси-
мальном возвышении, которое может создать кран.