ISSN 2305-5626. Вестник МГТУ им. Н.Э. Баумана: электронное издание. 2013
10
5. Верхний уровень, на который может быть поднят груз, в ос-
новном определяют поперечные опоры, ограничивающие своими
размерами на просвет груз, который может быть перемещен на кон-
соль.
6. Горизонтальную область перемещения груза ограничивают
суммарный пролет моста и длина кранового пути. При этом ширина
и длина данной области меньше соответственно длины моста и дли-
ны кранового пути.
Особенности.
Монтажный козловой кран имеет ряд отличий от
козлового крана общего назначения:
– основные маршруты перемещения груза у него идут вдоль кра-
нового пути, а не вдоль моста;
– при работе с крупногабаритными грузами возможно несколько
механизмов подъема, расположенных на подвижных мостовых частях;
– отсутствие (как правило) консолей;
– бóльшая грузоподъемность и меньшие скорости перемещения и
подъема груза.
Автономность несущей конструкции характерна для козлового
крана как общего назначения, так и монтажного.
Комментарии.
Паттерн “козловой кран” описывает все множе-
ство схожих, но различных изделий, каждое из которых интуитивно
назовем козловым краном
1
. Именно подход, утверждающий, что коз-
ловые краны создают на основе паттернов, позволяет объяснить факт
наличия множества схожих, но различных изделий, которые обозна-
чают одним и тем же термином [2]. Для подтверждения этого тезиса
рассмотрим два альтернативных подхода.
1. Козловой кран как прямой результат конкретной функцио-
нальной потребности.
Каждый козловой кран создают для перемещения груза, поэтому
высота подъема, пролет и вылеты у него должны соответствовать име-
ющемуся рабочему пространству; мощность механизма подъема —
обеспечивать подъем определенной массы на заданной скорости;
грузозахватный орган — быть наиболее удобным для захвата ти-
пичного груза; система ограждений — позволять обслуживать си-
стемы и механизмы крана; положение кабины — обеспечивать опе-
ратору обзор рабочего пространства и т. д.
Однако это не объясняет схожести различных козловых кранов.
Если каждый новый козловой кран создавали бы только исходя из
требуемых функций, то мы бы видели гораздо большее разнообразие
кранов, чем есть сейчас. Например, мост на виде сверху был бы не
линейным, а выполненным по дуге или образовывал бы замкнутый
круг. Консоли обеспечивали бы не только линейный выезд тележки,
1
Для современных козловых кранов характерна серийность, и сейчас мы об-
ращаем внимание читателя не на различия изделий в рамках одной серии, а на раз-
личия между изделиями разных серий и заводов.