ISSN 2305-5626. Вестник МГТУ им. Н.Э. Баумана: электронное издание. 2013
11
но и любой другой, в том числе Г-образный (на виде сверху). На од-
ном мосту было бы несколько грузоподъемных тележек, работающих
одновременно. Были бы козловые краны, способные выполнять
функции тягача, краны с изменяемой высотой опор для въезда с от-
крытого воздуха в низкий цех, а также краны с тремя, четырьмя и
большим числом опор для особо больших пролетов. Возможно, что
перечисленное здесь разнообразие бесперспективно по сравнению с
теми конструкциями, которые мы можем реально наблюдать. Но как
конструкторы могут узнать об этом, не создавая каждый раз новые
материальные образцы?
Факт в том, что они не пытаются их создать. Они в большей мере
повторяют уже отработанные конструкции. Например, тот, кто пытался
создать козловой кран, опирал его мост на две опоры, что, как показал
опыт, хорошая идея для таких кранов. И каждый раз ее повторяли, если
только не имели некоторой причины задуматься о числе опор.
2. Козловой кран как непосредственное копирование уже суще-
ствующих изделий.
Представим, что конструкторы имеют комплект документации
козлового крана, описывающий все детали до мельчайших, или в го-
лове у них имеется аналогичное исчерпывающее описание. Когда
конструкторы начинают разрабатывать новый кран, они делают мо-
дификацию эталонного. Это, безусловно, объясняет, почему одни
козловые краны выглядят так же, как другие, независимо от функци-
онального наполнения, однако не объясняет разнообразия имеющих-
ся козловых кранов.
Данное предположение не соответствует тому факту, что суще-
ствует множество различных козловых кранов, близких по своим ха-
рактеристикам и успешно справляющихся со своей задачей. Если бы
предположение о копировании эталона было верно, то одному набо-
ру характеристик соответствовал бы один серийный кран.
В результате приходим к утверждению, что козловые краны со-
здают на основе паттернов. Это не копирование эталона изделия, но
определенного рода повторение. Когда конструкторы приступают к
созданию нового козлового крана, в их головах присутствует некото-
рое его видение. Но это видение не то же, что можно увидеть на чер-
теже или фотографии изделия. Это система паттернов, которая функ-
ционирует как язык.
И конструкторы способны сделать новый козловой кран, отлич-
ный от тех, которые они видели ранее. Для этого они собирают все
известные им паттерны, характерные для козлового крана, и реали-
зуют их. Эти паттерны представляют собой практические правила,
которые любой конструктор может сочетать и комбинировать, полу-
чая в результате бесконечные варианты уникальных кранов.
Паттерны в умах людей.
Чтобы понять в деталях, как работают
паттерны, нужно расширить определение. Ранее говорилось о пат-
тернах как о чем-то, что связано с материальным миром, — едином
1...,2,3,4,5,6,7,8,9,10 12,13,14,15,16,17,18