ISSN 2305-5626. Вестник МГТУ им. Н.Э. Баумана: электронное издание. 2013
1
УДК 621.001.02:621.86
Конструирование подъемно-транспортных машин: ин-
варианты и способность к созиданию
В.В. Курилкин
1
1
МГТУ им. Н.Э. Баумана, Москва 105005, Россия
Изложены основные понятия метода паттернов применительно к
конструированию подъемно-транспортных машин. Отражен каче-
ственный (а не количественный) аспект конструирования.
E-mail:
Ключевые слова:
метод, паттерн, конструирование, подъемно-
транспортные машины.
Метод паттернов впервые был предложен К. Александером для
архитектуры [1, 2]. Впоследствии он был широко применен в других
областях, имеющих дело с созиданием систем, например в програм-
мировании [3].
Наборы событий.
Обратим внимание на то, как человек воспри-
нимает то или иное техническое изделие. Метод исходит из утвер-
ждения, что механизм или узел определяется тем, что в нем (или с
ним) происходит [2]. Следовательно, основная причина, по которой
механизм разрабатывается, покупается, хранится, — доступность
определенного набора событий, который иначе отсутствовал или
проходил другим (нежелательным) образом. Именно этот набор со-
бытий ценен для пользователя и оправдывает затраты на механизм.
Например, при обрыве канатов в пассажирском лифте кабина начи-
нает падать вниз под действием гравитации. Такой ход событий с уче-
том этажности современных домов приведет к тяжелым травмам и даже
смерти пассажиров, т. е. может иметь место следующая цепь событий:
Обрыв каната
Падение кабины
Смерть пассажиров.
Чтобы предотвратить подобный ход событий, лифты оборудуют
ловителями, которые меняют указанный ход событий, заклинивая
кабину на направляющие в шахте лифта. Тогда имеет место другая
цепь событий:
Обрыв каната
Падение кабины
Заклинивание кабины.
Если бы не было необходимости менять
естественный ход
собы-
тий, то и не было бы потребности в ловителе.
В результате изделие воспринимается не только как форма и ма-
териал, но и как связанный с ними набор событий. Одни наборы про-
исходят чаще, другие реже, некоторые могут случиться всего один
раз. Конечный пользователь ощущает механизм непосредственно че-
1 2,3,4,5,6,7,8,9,10,11,...18