Е.А. Лазутин, И.В. Чубарев
2
Инженерный журнал: наука и инновации
# 12·2017
Несмотря на кажущуюся простоту системы, при ее разработке
для конкретного объекта управления (ближнемагистрального пасса-
жирского самолета) необходимо решить некоторые принципиальные
вопросы, связанные с выбором:
требуемого уровня снижения нагрузок;
управляющих органов;
управляющего сигнала.
При этом важно обеспечить минимальное влияние системы сни-
жения маневренных нагрузок на характеристики устойчивости и управ-
ляемости самолета.
Решение каждого вопроса будет зависеть от особенностей объек-
та управления, включающих в себя информационное обеспечение,
архитектуру и надежность элементов системы управления, эффек-
тивность органов управления, нагружение конструкции самолета
с учетом упругости ее элементов и др., и даст возможность опреде-
лить как структуру, так и параметры системы снижения маневренных
нагрузок.
Целью настоящей работы является разработка системы снижения
маневренных нагрузок применительно к прототипу современного
ближнемагистрального пассажирского самолета, оснащенного цифро-
вой системой управления полетом. С учетом особенностей самолета
как объекта управления при использовании метода математического
моделирования исследованы вопросы совмещения рационального вы-
бора управляющих органов, управляющего сигнала и параметров си-
стемы, обеспечивающих снижение нагрузок до заданного уровня, тре-
буемую надежность ее функционирования и минимальное влияние на
управляемость самолета.
Объект управления.
Проектирование системы снижения манев-
ренных нагрузок осуществляется для прототипа ближнемагистраль-
ного пассажирского самолета, выполненного по нормальной аэроди-
намической схеме, с низкорасположенным стреловидным крылом
и стреловидным горизонтальным оперением на фюзеляже. На пило-
нах под крылом установлены два турбореактивных двухконтурных
двигателя. Самолет имеет традиционные органы управления: управ-
ляемый стабилизатор для продольной балансировки; двухсекцион-
ный руль высоты для маневрирования в продольном движении; кон-
цевые элероны и трехсекционные интерцепторы для обеспечения
управляемости по крену; руль направления для управления по рыс-
канию. Помимо перечисленных органов управления на каждой консоли
крыла установлены односекционные воздушные тормоза, используемые
для торможения на пробеге. Крыло снабжено высокоэффективной ме-
ханизацией, состоящей из четырехсекционного предкрылка и двухсек-
ционного закрылка, расположенных на каждом полукрыле.