Оценка изменения технического состояния подшипников качения…
Инженерный журнал: наука и инновации
# 9·2017 5
ника практически невозможно, его устанавливают на корпусе ме-
ханизма. В связи с этим датчик воспринимает суммарный сигнал от
всех источников, в том числе и не относящихся к вибродиагностике.
В работе [6] рассмотрены вопросы обнаружения изнашивания под-
шипников качения с использованием различных методов анализа
вибросигналов с датчика поперечных колебаний (акселерометра).
Отмечено, что такой сигнал содержит большую шумовую составля-
ющую, вызванную причинами, не связанными с изнашиванием под-
шипника. Такими причинами являются угловое и осевое смещения,
дисбаланс вала, электрические помехи, погрешность установки дат-
чика, колебания крутящего момента [7].
Рис. 5
. Спектр виброперемещений подшипников:
сплошная линия
— новых;
пунктирная линия
— изношенных в высоком диапазоне частот
В настоящей работе предлагается для диагностики подшипнико-
вых узлов механизмов роторного типа использовать информацию о
крутильной составляющей вибрации, снимаемой датчиком угловых
перемещений (ДУП) [8, 9]. ДУП соединяется с валом, установлен-
ным в испытуемых подшипниках, например с валом редуктора. Та-
кой вибросигнал практически не содержит шумовую составляющую,
поскольку ДУП не реагирует на вибрации корпуса и других посто-
ронних механизмов, установленных поблизости.
На рис. 6 показан вибросигнал, снятый с ДУП, соединенного с
тихоходным валом червячного редуктора [10]. В вибросигнале при-
сутствуют гармоники подшипниковых частот: низкооборотных под-
шипников вала червячного колеса и высокооборотных подшипников
вала червяка.
Видно, что амплитуда вибросигнала Δφ изношенных
подшипников практически во всем диапазоне частот выше.