Л.А. Андриенко, В.А. Сазонов
4
Инженерный журнал: наука и инновации
# 9·2017
На рис. 4 показан спектр выброускорений подшипников № 105.
Видно, что на частоте вращения сепаратора (9,51 Гц), на частоте пе-
рекатывания тел качения по наружному кольцу (105 Гц) и особенно
на ее боковых гармониках (82,14 и 127 Гц) вибрация изношенных
подшипников возрастает.
В результате неравномерного изнашивания поверхности качения
в местах наибольшего отклонения от первоначальной формы она
имеет повышенную шероховатость.
Рис. 4
. Спектр виброускорений подшипников:
сплошная линия
— новых;
пунктирная линия
—
изношенных в низком диапазоне частот
При прокатывании по такой поверхности тел качения изменяется
сила трения и, следовательно, появляется модуляция высокочастот-
ной случайной вибрации подшипника теми же частотами, на которых
растет низкочастотная вибрация при плавном изменении формы по-
верхностей качения, т. е. в пределах поля допуска [5]. Кроме того, в
связи с попаданием в смазочный материал продуктов изнашивания,
его качество ухудшается, что приводит к изменению характеристик
высокочастотной вибрации подшипника.
На рис. 5 показан спектр виброперемешений новых и изношен-
ных подшипников (диапазон частот свыше 3 кГц). Мощность спектра
у изношенных подшипников на порядок выше.
Неравномерный износ поверхностей качения колец и тел качения
ведет к возрастанию момента трения в подшипнике, низкочастотной
подшипниковой вибрации и возбуждению высокочастотной вибра-
ции за счет модуляции сил трения.
В большинстве методов диагностирования предусмотрена уста-
новка вибродатчиков поперечных колебаний на наружной обойме
подшипника или в непосредственной близости от нее. Однако уста-
новить такой датчик непосредственно на наружной обойме подшип-