Инженерный журнал: наука и инновации
# 9·2017 1
УДК 621.83 DOI 10.18698/2308-6033-2017-9-1680
Оценка изменения технического состояния подшипников
качения в результате изнашивания
© Л.А. Андриенко, В.А. Сазонов
МГТУ им. Н.Э. Баумана, Москва, 105005, Россия
Рассмотрены вопросы вибродиагностики изнашивания подшипниковых узлов с по-
мощью традиционно используемых датчиков поперечных колебаний, а также с
использованием датчика угловых перемещений, т. е. по крутильной составляющей
вибраций. Показано, что в спектрах экспериментально снятых вибросигналов с
датчиков угловых перемещений отчетливо
видны подшипниковые частоты, а
также изменение амплитудно-частотного состава вибросигнала дефектных
подшипников, связанное с их изнашиванием. Предложено наряду с другими мето-
дами диагностики дефектов в подшипниковых узлах использовать датчики угло-
вых перемещений, что упрощает анализ вибросигнала.
Задача решалась на базе
экспериментальных данных, полученных на стенде в лаборатории кафедры «Осно-
вы конструирования машин» МГТУ им. Н.Э. Баумана
.
Ключевые слова:
подшипники качения, изнашивание, вибрации, диагностика, экс-
периментальные исследования
Основным способом повышения надежности машин и оборудо-
вания, находящихся в эксплуатации, является регулярное проведение
диагностических обследований и упредительных ремонтов [1].
Подшипники качения широко применяются во вращающемся
оборудовании различного назначения. Без преувеличения можно ска-
зать, что б
î
льшая часть ремонтов оборудования, особенно малой и
средней мощности, производится по причине возникновения дефек-
тов в подшипниках качения. Поэтому вопросы оперативной оценки
технического состояния таких подшипников, диагностики возника-
ющих в них дефектов, а также прогнозирования возможности их
дальнейшей эксплуатации занимают важное место в работе служб
вибрационной диагностики.
Одной из причин вибрации подшипников качения во время ра-
боты являются силы трения в элементах подшипников. Дефекты из-
носа вызывают периодическое изменение коэффициента трения, что
приводит к модуляции уровня вибрации различными частотами.
Большинство дефектов износа подшипников качения приводит к мо-
дуляции случайной высокочастотной вибрации подшипникового узла
частотами, связанными определенными соотношениями с частотой
вращения одного из колец подшипника [2].
Цель исследований — поиск диагностических признаков изна-
шивания подшипников качения по результатам анализа вибро-