А.В. Егоров
6
Инженерный журнал: наука и инновации
# 9·2017
Нагружение лейнера внешним давлением осуществляется по-
средством обжатия обоймой, которая деформируется при задании на
ней отрицательной температуры, или посредством нагрева самого
лейнера. Теплового контакта между лейнером и обоймой нет.
Цилиндрический лейнер и обойма имеют правильную геометри-
ческую форму и полное начальное прилегание с односторонней свя-
зью, допускающей их свободное расхождение (разъединение) по
нормали к поверхности соприкосновения. Трение между лейнером
и обоймой отсутствует.
В осевом направлении лейнер и обойма могут свободно дефор-
мироваться, но не смещаться друг относительно друга.
Конечно-элементное моделирование.
Анализ пространственно-
го напряженно-деформированного состояния металлического лейне-
ра (цилиндра), заключенного в жесткой обойме, проводится с приме-
нением конечно-элементного программного комплекса LS-DYNA.
Данный программный комплекс предназначен для проведения дина-
мических и статических расчетов структур с геометрическими и фи-
зическими нелинейностями: большие перемещения и деформации,
упругопластическое поведение материала, сложные формы контакта
тел. Методология численного решения задач основана на использо-
вании явных и неявных методов интегрирования уравнений, описы-
вающих поведение моделируемых объектов.
При расчете поведение составных частей конструкции описыва-
лось материалами различных типов. Жесткая обойма моделировалась
упругим материалом (*MAT_ELASTIC), а металлический лейнер —
упругопластическим материалом (*MAT_PIECEWISE_LINEAR_
PLASTICITY). Диаграмма деформирования упругопластического ма-
териала строилась по стандартным справочным характеристикам (пре-
дел пропорциональности
пц
σ ,
условный предел текучести
0,2
σ ,
пре-
дел прочности
в
σ и предельное удлинение
δ, %
, при разрыве) [15].
С учетом регулярной геометрии конструкции и дополнительных
требований к размерам конечных элементов (соотношения размеров
конечных элементов по различным осям), а также принимая во вни-
мание необходимость выделения специальных зон, описывающих
возможные геометрические дефекты лейнера, потребовалось создать
дополнительные расчетные программы в среде MATLAB для полу-
чения регулярной конечно-элементной сетки. Данные программы
позволили получить регулярную нумерацию узлов сетки и конечных
элементов, что, в свою очередь, упростило процедуру задания гра-
ничных условий, внешних и внутренних воздействий, зон контакта,
и максимально уменьшить размерность решаемой задачи при фикси-
рованной геометрии конструкции.