Оптимизация параметров аэрокосмической системы с помощью CFD-моделирования
Инженерный журнал: наука и инновации
# 9·2017 7
Экономическая эффективность аэрокосмической системы при
выведении полезной нагрузки на орбиту.
Стоимость выведения ПН
на орбиту зависит в основном от массы конструкции ступеней ракет-
ной системы. Расчеты показали, что в зависимости от вида топлива
относительная сухая масса, а также удельная стоимость выведения на
орбиту отличаются не более чем на 5 %. Следовательно, с точки зре-
ния экономической эффективности все три варианта аэрокосмической
системы практически одинаковы, а в вопросе выбора топлива необхо-
димо руководствоваться техническими, экологическими и другими
принципами.
Сравнение рассматриваемой аэрокосмической системы с одно-
ступенчатой ракетой-носителем показало, что удельную стоимость
выведения можно снизить в 2 раза и более при условии суммарного
грузопотока на орбиту свыше 3 тыс. т.
Заключение.
Сформирован облик аэрокосмической системы на
базе двух вариантов двухфюзеляжных самолетов-носителей и трех
вариантов ракетной системы на альтернативных видах топлива.
Определены основные характеристики ракетных ступеней и аэрокос-
мической системы в целом. С помощью CFD-моделирования уста-
новлено, что самолет-носитель на базе самолета Ил-76 может обес-
печить большую скорость и высоту старта ракетно-космической
системы. Вследствие этого масса полезной нагрузки воздушно-
космического самолета возрастает на 2,5 %. Наибольшую массу по-
лезной нагрузки обеспечивает кислородно-водородный вид топлива
гиперзвукового самолета-разгонщика.
ЛИТЕРАТУРА
Лозино-Лозинский Г.Е., Братухин А.Г., ред.
Авиационно-космические си-
стемы. Сб. статей
. Москва, Изд-во МАИ, 1997, 416 с.
Anfimov N.A. Russian “Oryol” Program. ORYOL — FESTIP Cooperation Com-
parison of Concepts and First Conclusions.
AIAA Journal
, AIAA 1998-1544, 11 p.
Sippel M., Schwanekamp T., Trivailo O., Kopp A., Bauer C., Garbers N. Space-
Liner Technical Progress and Mission Definition. 20th AIAA International Space
Planes and Hypersonic Technologies and Systems Conference.
AIAA Journal
,
AIAA 2015-3582, 23 p.
Михалев С.М. Аэрокосмическая система для межконтинентальных переле-
тов.
Тр. МАИ
, 2015, вып. 81. URL:
http://www.mai.ru/science/trudy/published.php?ID=57706(дата обращения
02.12.2016).
Shkadov L., Denisov V., Lazarev V., Plokhikh V., Buzuluk V., Volodin S.,
Chervonenko K., Skipenko V. The comparative analysis of various aerospace
system concepts.
Acta Astranautica
, 1995, vol. 35 (1), pp. 47–54.
Бузулук В.И.
Оптимизация траекторий движения аэрокосмических ле-
тательных аппаратов.
Москва, ЦАГИ, 2008, 476 с.
Menter F. Two-Equation Eddy-Viscosity Turbulence Models for Engineering
Applications.
AIAA Journal
, 1994, vol. 32 (8), pp. 1598–1605.