Оптимизация параметров аэрокосмической системы с помощью CFD-моделирования
Инженерный журнал: наука и инновации
# 9·2017 5
двигателей эллиптическим фюзеляжем. Однако произведение
К
М
больше на 6 % у аэрокосмической системы на базе самолета Ил-76
вследствие меньшей площади миделя, а также у этой системы воз-
растает скорость разделения и, как следствие, масса полезной нагруз-
ки воздушно-космического самолета увеличивается на 2,5 % по срав-
нению с аэрокосмической системой на базе самолета М-60.
Рис. 4.
Аэродинамическое качество аэро-
космической системы на базе самолета
М-60
Рис. 5.
Аэродинамическое качество аэро-
космической системы на базе самолета
Ил-76
В целях иллюстрации рассмотрена траектория полета аэрокосми-
ческой системы и ее ступеней на межконтинентальное расстояние
(
L
= 16 тыс. км) для кислородно-водородного топлива гиперзвуково-
го самолета-разгонщика (рис. 6).
Рис. 6.
Траектория аэрокосмической
системы:
1
— разгон аэрокосмической системы и ее
ступеней;
2
— планирование воздушно-кос-
мического самолета
Такую задачу в той или иной постановке решали многие иссле-
дователи с использованием как приближенно оптимального, так
и строго оптимального управления. В работах [8–10] задача выведе-
ния на орбиту была решена исходя из принципа максимума путем
сквозной оптимизации траектории от начала предстартового маневра
дозвукового самолета-носителя до момента выхода на орбиту с уче-
том различных ограничений. В работе [11] решена задача выведения
на орбиту ракетно-космической системы, стартующей со сверхзвуко-
вого самолета-носителя, также используя сквозную оптимизацию
с применением принципа максимума.