Previous Page  4 / 10 Next Page
Information
Show Menu
Previous Page 4 / 10 Next Page
Page Background

В.И. Бузулук, С.М. Михалёв

4

Инженерный журнал: наука и инновации

# 9·2017

Рис. 3.

Вид воздушно-космического самолета в разрезе

CFD-расчет траектории полета и основных характеристик

аэрокосмической системы.

При решении

задачи формирования об-

лика аэрокосмической системы необходимо провести детальный си-

стемный анализ, в том числе многочисленные вычисления, такие, как

расчет оптимизации траектории [6], определение проектных пара-

метров и CFD-расчет.

CFD-моделирование отдельных элементов и аэрокосмической си-

стемы в целом проведено с помощью высокопроизводительных вы-

числительных систем. Решатель CFD — CFX применен совместно

с широко распространенной моделью турбулентности Menter SST

k

—ω

[7]. Использован гибридный квадро-доминантный способ построения

сетки в полуавтоматическом режиме, когда объект вручную геометри-

чески разбивается на несколько несущих поверхностей либо тел.

Для верификации вычислительных методов провели сравнение

трубного эксперимента по самолету M-60 с имеющимися данными.

CFD-расчеты дали удовлетворительные результаты.

Так, крейсерское число Маха исходного самолета М-60 и дозву-

кового самолета-носителя на его базе оказалось практически одина-

ковым, однако произведение

К

М снизилось на ~12 %. Зависимость

аэродинамического качества аэрокосмических систем от угла атаки

иллюстрируют рис. 4, 5.

Степень статической устойчивости ракетной системы в момент

ее отделения от ступеней при посадке обеспечивал соответствующий

выбор геометрических параметров компоновок.

С точки зрения акустического воздействия на окружающую сре-

ду самолет М-60 предпочтительнее вследствие экранирования шума