Инженерный журнал: наука и инновации
# 9·2017 1
УДК 629.735 DOI 10.18698/2308-6033-2017-9-1668
Оптимизация параметров аэрокосмической системы
с помощью CFD-моделирования
© В.И. Бузулук, С.М. Михалёв
Центральный аэрогидродинамический институт имени Н.Е. Жуковского,
г. Жуковский, Московская область, 140180, Россия
Аэрокосмическая система основана на ракетном способе выведения на низкую
орбиту, является трехступенчатой и состоит из дозвукового самолета-носителя,
гиперзвукового самолета-разгонщика и воздушно-космического самолета. Для улуч-
шения аэродинамического совершенства и летных характеристик аэрокосмической
системы оптимизированы проектные параметры гиперзвукового самолета-разгон-
щика для трех видов горючего (водород, метан и керосин). Проведен расчет обте-
кания аэрокосмической системы в сборе и ее ступеней. Движение потока смодели-
ровано решением уравнений Навье — Стокса с применением турбулентной модели
Menter SST k—ω. Для валидации численных методов было проведено сравнение с
имеющимися данными.
Ключевые слова:
альтернативное топливо, аэрокосмическая система, конфигу-
рация облика
Введение.
В России и за рубежом проводятся исследования много-
разовых ракетно-космических систем. В 1980-х гг. в СССР был раз-
работан и построен многоразовый орбитальный самолет «Буран» [1].
В период 1993–2003 гг. по заказу Федерального космического
агентства в ЦНИИМаш и ЦАГИ им. Н.Е. Жуковского (далее —
ЦАГИ) были проведены комплексные исследования перспектив со-
здания многоразовых космических транспортных систем — НИР
«Орел» [2]. Кроме того, в Германском центре авиации и космонавти-
ки (Deutsches Zentrum für Luft- und Raumfahrt e.V. — DLR) разраба-
тывается концепция суборбитального гиперзвукового гражданского
самолета (космоплана) SpaceLiner [3], представляющего собой двух-
ступенчатую ракетную систему вертикального старта взлетной мас-
сой 1855 т для межконтинентальных перелетов.
В последние годы в ЦАГИ проводится исследование аэрокосми-
ческой системы с низкой стоимостью транспортировки грузов на ор-
биту и минимальным экологическим влиянием [4] (рис. 1), которая
может использоваться для межконтинентальных перелетов (на рас-
стояние 15…18 тыс. км). Например, ежедневный рейс Москва—
Сидней сможет обеспечить перевозку от 3 до 5 пассажиров в каждом
направлении.
Цель работы — определение основных проектных параметров
аэрокосмической системы нового поколения и оценка влияния раз-