Previous Page  6 / 10 Next Page
Information
Show Menu
Previous Page 6 / 10 Next Page
Page Background

В.И. Бузулук, С.М. Михалёв

6

Инженерный журнал: наука и инновации

# 9·2017

Принято, что максимальная допустимая перегрузка составляет 1,7.

Оптимизируемыми параметрами являются тяговооруженность гипер-

звукового самолета-разгонщика и воздушно-космического самолета и

фазовые переменные в момент разделения ступеней в начале и конце

активного участка полета. Расчеты траектории проводились с исполь-

зованием приближенно оптимальных законов управления углом атаки

и тягой жидкостного ракетного двигателя. Все траектории начинаются

с горизонтального взлета, набора высоты, затем следует маневр «гор-

ка» и отсоединение ракетной системы. При этом для водородного

гиперзвукового самолета-разгонщика оптимальные параметры траек-

тории в момент отделения ракетно-космической системы составляют:

угол наклона траектории — θ = 17°, высота — 10 км и М = 0,63.

Максимальная скорость воздушно-космического самолета дости-

гает 7,8 км/с на высоте 100 км в конце активного участка. Далее по-

лет воздушно-космической системы происходит по баллистической

траектории с апогеем 140 км. После входа в атмосферу его планиро-

вание происходит на постоянном угле атаки (α = 45°), позволяющем

снизить аэродинамический нагрев во время спуска с орбиты.

Для определения массы полезной нагрузки воздушно-космической

системы был сформирован облик аэрокосмической системы в сборе

и ее ступеней, а также определены основные весовые, геометриче-

ские и другие характеристики. Для использования криогенных видов

топлива потребуется новая аэропортовая инфраструктура. Жидкий

водород имеет наибольший удельный импульс и существенно мень-

шую плотность, чем керосин. Жидкий метан занимает промежуточ-

ное положение между водородом и керосином. Расчеты показали, что

при переходе с керосинового на водородный вид топлива у гипер-

звукового самолета-разгонщика одновременно увеличиваются скорость

отделения воздушно-космического самолета (с 3 750 до 4 100 м/с) и его

стартовая масса (с 17,76 до 20,87 т). В результате масса полезной

нагрузки (ПН) при использовании водородного вида топлива увеличи-

вается до 3,2 т, что соответствует суммарной численности в семь чело-

век против пяти для метанового и керосинового вариантов (табл. 2).

Таблица 2

Характеристика ракетной системы гиперзвукового самолета-разгонщика

в зависимости от вида используемого топлива

Параметр

Керосин +

+ кислород

Метан +

+ кислород

Водород +

+ кислород

Объем топлива, м

3

92,4

112,6

240,5

Масса самолета-разгонщика, т

102,2

102,2

99,1

Масса воздушно-космического

самолета, т

17,8

17,8

20,9

Масса полезной нагрузки, т

2,2

2,3

3,2

Экипаж + пассажиры, чел.

2 + 3

2 + 3

2 + 5