Previous Page  3 / 11 Next Page
Information
Show Menu
Previous Page 3 / 11 Next Page
Page Background

Методика обеспечения безопасности четырехимпульсной динамической операции…

Инженерный журнал: наука и инновации

# 7·2017 3

Первые два импульса (

АВ

,

ВС

) переводят КА на так называемую

орбиту фазирования, большая полуось которой обеспечивает совпа-

дение фаз движения КА и станции за определенное количество вит-

ков. Причем для обеспечения минимальных энергетических затрат

точка

C

должна лежать на пересечении кругов

R

1

и

R

2

, геометриче-

ские параметры которых зависят от начальных условий [8]. Как уже

было отмечено, процесс фазирования занимает определенное количе-

ство витков, и на них нельзя проводить маневры.

Последние два импульса (

СD

,

DK

), осуществляющие незадолго

до встречи, сводят к нулю отклонения текущих параметров орбиты

от целевых. У космических кораблей «Союз» и «Прогресс» точки

приложения двух последних импульсов скорости фиксированы за ви-

ток и полвитка до точки встречи. Это означает, что импульсами ско-

рости первого интервала (

AB

,

BC

) маневрирования необходимо

сформировать вектор эксцентриситета, конец которого принадлежит

прямой, параллельной оси абсцисс и проходящей через точку

K

.

Если на орбите фазирования было обнаружено опасное сближе-

ние, избежать его с помощью специального импульса скорости не

представляется возможным. Выход из подобной ситуации может

быть следующим. Необходимо обнаружить опасное сближение до

первых включений двигательной установки, а затем изменить схему

маневрирования, чтобы избежать угрозы при тех же энергетических

затратах. Для этого точка

C

должна лежать вне запрещенной обла-

сти, рассмотренной ниже.

Запрещенная область.

На плоскости

x

e

,

y

e

определим границы

области, из которой надо вывести вектор эксцентриситета фазирую-

щей орбиты, чтобы избежать столкновения. Предположим, что фази-

рующая орбита имеет эксцентриситет

0

e

, аргумент перицентра

0

ω

,

большую полуось

0

a

, а также что на аргументе широты

0

u

имеет ме-

сто столкновение с КО. Радиус орбиты в этой точке вычисляется по

формуле

0

2

0

0

0

0 0

(1 )

.

1 cos(

)

a e

r

e u

=

+

−ω

Во избежание столкновения на аргументе широты

0

u

, радиус ор-

биты в этот момент должен быть увеличен до

0

r r

+ ∆

(увод вверх)

или уменьшен до

0

r r

− ∆

(увод вниз) где

r

— дистанция безопасно-

го увода. Можно построить внешнюю границу запрещенной области,

вычислив значение

e

для различных значений

ω

по формуле