Д.С. Чиркин, П.В. Рословец, Ф.В. Татаринов, Л.З. Новиков
2
Инженерный журнал: наука и инновации
# 1·2017
ным становится вопрос минимизации погрешностей, не связанных
с конструкцией, уже существующих ДНГ.
Систематические составляющие дрейфа ДНГ определяются раз-
личными факторами. Одним из наиболее прогнозируемых факторов с
точки зрения их возможного влияния на нестабильность дрейфа ги-
роскопа от запуска к запуску является ориентация на магнитно-
гистерезисном роторе привода вектора его намагниченности.
В данной работе поставлена задача уменьшения дрейфа ДНГ от
запуска к запуску путем уменьшения составляющей, связанной с по-
ложением вектора намагниченности ротора гиродвигателя. Для этих
целей проведены экспериментальные исследования, подтвержда-
ющие наличие и повторяемость описанного явления и позволяющие
провести количественную оценку его влияния на дрейф ДНГ, а также
испытана методика минимизации данной погрешности на отдельно
взятых ДНГ.
Принцип работы ДНГ.
Динамически настраиваемый гироскоп —
трехстепенный гироскоп с внутренним упругим кардановым подве-
сом. Специфической особенностью ДНГ является возможность точной
и стабильной компенсации угловой жесткости упругих элементов под-
веса инерционным моментом кольца при отклонении ротора относи-
тельно оси приводного вала. Точная компенсация обеспечивается при
выполнении так называемого условия динамической настройки.
По сравнению с поплавковыми гироскопами ДНГ имеют пре-
имущества в массогабаритных характеристиках и стоимости, поэто-
му в настоящее время ДНГ широко применяют в качестве чувстви-
тельных элементов гиростабилизированных платформ, бесплатфор-
менных инерциальных систем, бесплатформенных инерциальных
блоков, гиротахометров, систем бортовых курсовертикалей и гиро-
инклинометров.
В соответствии с кинематической схемой (рис. 1) основным узлом
ДНГ является маховик
11
, который подвешен с помощью упругих
элементов
4
,
7
,
8
,
10
,
13
–
15
,
20
, работающих на кручение, и промежу-
точных колец (рамок)
12
и
17
, на валу
21
, вращающемся от привода
(ротор
1
, статор
2
). Скоростная опора
3
служит для кинематической
связи вращающейся и неподвижной частей прибора. На корпусе ДНГ
расположены два датчика угла (ДУ)
5
, 19 и два датчика момента (ДМ)
9
,
16
, которые ориентированы по взаимно перпендикулярным осям,
связанным с корпусом. Датчики угла фиксируют угловое отклонение
плоскости вращения маховика относительно корпуса, а ДМ приклады-
вают к маховику гироскопа управляющие моменты в системе коорди-
нат, связанной с корпусом. Указанные управляющие моменты форми-
руются по сигналам соответствующих ДУ, усиленным в усилителях
обратной связи
6
,
18
. Эта система обеспечивает работу прибора в ре-
жиме обратной связи типа «электрическая пружина» [1, 2].