Инженерный журнал: наука и инновации
# 1·2017 1
УДК 531.383 DOI 10.18698/2308-6033-2017-01-1579
Уменьшение дрейфа динамически настраиваемого
гироскопа от запуска к запуску
© Д.С. Чиркин, П.В. Рословец, Ф.В. Татаринов, Л.З. Новиков
Филиал ФГУП «ЦЭНКИ» — НИИ ПМ им. акад. В.И. Кузнецова,
Москва, 111024, Россия
Представлены материалы экспериментальных исследований различных методов
поворота вектора намагниченности ротора привода динамически настраиваемо-
го гироскопа путем изменения параметров его системы питания, в частности,
подачей импульсов напряжения различной шириной и амплитудой. Предложена
методика определения действительной ориентации вектора намагниченности
ротора привода с использованием индуцированного напряжения на дополнитель-
ной обмотке датчика момента гироскопа. Приведены экспериментальные данные
по величине дрейфа гироскопа при различной ориентации вектора намагниченно-
сти ротора привода. Выявлена зависимость изменения постоянной составляющей
дрейфа динамически настраиваемого гироскопа от запуска к запуску, определяе-
мой ориентацией вектора намагниченности ротора привода. Предложена модель
физической интерпретации исследуемой зависимости. Даны рекомендации по
формированию параметров системы питания привода, обеспечивающих управле-
ние ориентацией вектора намагниченности и снижение указанного дрейфа.
Ключевые слова:
динамически настраиваемый гироскоп, дрейф, синхронный ги-
стерезисный двигатель
Введение.
С расширением спектра задач искусственных спутни-
ков Земли изменяются также требования к точности их положения,
а следовательно, и к их навигационным системам. Например, высо-
кие требования предъявляются к точности позиционирования косми-
ческих аппаратов, на борту которых установлены оптические прибо-
ры (такие как телескопы и камеры высокого разрешения), а также
космических аппаратов спутниковых систем навигации. Решающее
значение для точности навигационных приборов спутников имеет
точность их чувствительных элементов — гироскопов.
Несмотря на активное развитие в современной гироскопии таких
отраслей, как оптоволоконные, лазерные и микромеханические гиро-
скопы, до сих пор подавляющая часть систем навигации летательных
и космических аппаратов использует в качестве чувствительных эле-
ментов классические механические гироскопы. Среди них одними из
самых эффективных как по соотношению стоимость/точность, так и
по массогабаритным характеристикам являются динамически настраи-
ваемые гироскопы (ДНГ).
С момента создания ДНГ их конструкция претерпела множество
изменений и улучшений, благодаря которым была достигнута пре-
дельно эффективная работа гироскопов. Вследствие этого актуаль-