Исследование скоростного режима дизелей Минского моторного завода…
Инженерный журнал: наука и инновации
# 1·2017 7
Таким образом, снижение расхода дизельного топлива за счет замеще-
ния его газом на всех скоростных режимах составило не менее 80 %.
Коэффициент избытка воздуха α при работе дизеля на природном
газе во всех диапазонах частот вращения имеет меньшие значения по
сравнению с аналогичным показателем в случае дизельного процес-
са. Так, при
n
= 2 400 мин
–1
коэффициент α имеет значения 1,6 и 1,8
соответственно; снижение составляет 12,5 %. Можно сделать вывод,
что газодизель работает на смеси более обогащенного состава. Рас-
ход
G
в
воздуха двигателем также уменьшается при переходе с ди-
зельного на газодизельный процесс, что свидетельствует о замеще-
нии воздуха, поступающего в цилиндры двигателя, природным газом.
Расход воздуха при газодизельном процессе несколько ниже расхода
воздуха при дизельном процессе на всех частотах вращения коленча-
того вала. Так, при
n
= 2 400 мин
–1
для газодизеля
G
в
= 450 кг/ч, для
дизеля
G
в
= 490 кг/ч, что на 8,8 % выше.
Суммарный часовой расход топлива дизеля при работе по газоди-
зельному процессу снижается. Коэффициент избытка воздуха α при
газодизельном процессе имеет более низкие значения, чем при ди-
зельном процессе, во всем диапазоне изменения частоты вращения
коленчатого вала. Характер изменения крутящего момента
М
к
плав-
ный, поскольку интервал частот вращения, в котором работает двига-
тель по скоростной характеристике, довольно велик. При работе на
природном газе характер изменения крутящего момента в зависимо-
сти от частоты вращения сохраняется. При этом максимум крутящего
момента достигается при
n
= 1 900 мин
–1
.
Содержание токсичных компонентов в ОГ дизеля с турбонаддувом
4ЧН 11,0/12,5 при работе по дизельному и газодизельному процессам на
установочном угле опережения впрыскивания топлива 11
°
в зависимо-
сти от частоты вращения коленчатого вала приведено на рис. 4.
При переходе с дизельного на газодизельный процесс при Θ
впр
= 11
о
и
n
= 2 400 мин
–1
, принятого за оптимальный, содержание NO
x
в ОГ
снижается со 183 до 172 ppm, т. е. на 6 %. При
n
= 1 900 мин
–1
и среднем эффективном давлении
р
е
= 0,84 МПа содержание оксидов
азота (NO
x
) при переходе с дизельного на газодизельный процесс
снижается с 225 до 190 ppm, т. е. на 15,6 %. Содержание сажи в ОГ
уменьшается с 2,5 до 0,1 единицы по шкале Bosch, т. е. в 25 раз. При
n
= 1 900 мин
–1
и
р
е
= 0,84 МПа содержание сажи в ОГ снижается с
2,0 до 0,1 единицы по шкале Bosch, т. е. в 20 раз. Содержание СН
х
при
n
= 2 400 мин
–1
возрастает с 0,01 до 0,17 %, т. е. в 17 раз. При
уменьшении частоты вращения до 1 900 мин
–1
содержание СН в ОГ
возрастает с 0,01 до 0,20 %, т. е. в 20 раз. Содержание СО при
n
= 2 400 мин
–1
снижается с 0,046 до 0,039 %, т. е. в 1,2 раза, а с
уменьшением частоты до
n
= 1900 мин
–1
— возрастает с 0,042 до
0,050 %, т. е. на 19 % [10].